Различные подходы к трактовке источников культурной динамики

Сегодня существуют различные подходы к трактовке источников культурной динамики. Среди наиболее популярных, выделяют эволюционную и циклическую

теорию. Эволюционизм опирается на представление о единстве законов истории, природы и человека. Исходным убеждением эволюционистов является то, что прошлое человечества может быть восстановлено на основе изучения существующих примитивных обществ, что «пережитки», встречающиеся в современных культурах способны послужить ключом к разгадке тайн исторической родословной этих современных культур.

Можно выделить две основные эволюционные модели: однолинейная и многолинейная. Согласно однолинейной концепции Тайлора, Моргана, Фрейзера и др., в процессе эволюции человека и его культуры выделяют три последовательно сменяющих друг друга периода: дикость, варварство, цивилизация.

Развитие идет по пути усовершенствования человеческого рода путем организации общества и человека. Эволюционные представления были усовершенствованы в марксизм.

По мнению Маркса в своем развитии человечество проходит через этапы первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, общественно- экономической информации, стремясь к воплощению идеала коммунизма. Прогресс рассматривается как зигзагообразное, неравномерное развитие, в основе которого лежит диалектика производительных сил и производственных отношений. У Маркса основной источник культурной динамики содержат

противоречия. Преобладающим в развитии культуры является экономическое начало.

Немецкий философ Ницше, для различных типов культур, используя образы богов греческого, Олимпа выделил два начала бытия и художественного творчества: апполонистическое и дионистическое. Все многообразие культуры Ницше сводил к двум типам противоположных по природе своего рождения. Через человека – творца. Через человека-творца проявляются противоположные образы мира, которые обусловливают наличие в культуре двух начал:

«аполлонистического и дианистического». Именно с этой двойственностью и связано поступательное движение культуры.

Многоликая эволюционная модель отказыв. от всеобщих законов эволюции и признает множество путей социокультурного развития. Основное внимание сосредоточено на проблеме культ. адаптации, понимаемой как процесс приспособления к среде в ходе которой происходит усложнение культуры, возникновение новых культурных феноменов.

Циклическая модель культурной динамики представлена в работах Данилевского, Шпетлера, Тойнби, Гумилева. Основной ее идеал – каждая культура, проходящая определенный жизненный цикл, от рождения до смерти, двигается по замкнутому кругу к исходному состоянию хаоса.

Данилевский отрицал существование всеобщего исторического закона возникновения культуры. Само понятие прогресса в истории связывает не с тем «чтобы идти всем в одном направлении, а с тем, чтобы исходить все поле, составляющее поприще истории».

Для Шпенглера возникновение культуры связано со стремлением к самовыражению, которое находит себя в архитектурных, художественных, языковых, философских формах.

По мнению Тойнби, развитие любой культуры обусловлено действиями т.н. «вызова и ответа». В основе истории лежит взаимодействие мирового закона Бога (это и есть вызов) и человечества (ответ). При этом «вызов» и «ответ» могут проявляться в различных формах, а историческое движение определяется интенсивностью и наполненностью «ответа» и «вызова». Более того, всегда возможны различные варианты развития, и разные ответы на один вызов.

В теории этногенеза Гумилева, рождение культуры связано с появлением нового этноса. Процесс этногенеза, а вместе с тем, и культурогенеза, состоит из цикла, включающего и фазы: возникновение, подъем, упадок, умирание. По мнению Гумилева, при возникновении этноса и культуры действует импульс пассионарности (пассио – страсть). Пассионарность – способность и стремление к изменению окружения, это неодолимое стремление людей к осуществлению своих идеалов. Пассионарность лежит в основе всяких деяний, оставляющих след в истории. К пассионариям – носителям этого признака, Гумилев относил Македонского, Цезаря, Невского, Наполеона и др. Пассионарии переносят свою избыточную энергию на управление соплеменниками. В результате деятельности на протяжении одного – двух поколений некоторой

массы пассионариев, возникает новый этнос и культура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: