Левитана, Поленова, Лебедева и Каналетто

Исаак Ильич Левитан (1860-1900) – один из самых любимых и признанных русских пейзажистов. Великий российский художник, мастер пейзажа, основоположник жанра «пейзаж настроения».

Родился в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты. О детстве художника почти нет сведений. Отец Левитана был мелким служащим. Поселившись с семьей в Москве, он стремился дать сыновьям хорошее образование. Вероятно, в выборе жизненного пути Исаака Левитана решающую роль сыграл его старший брат - художник. Он часто брал мальчика с собой на этюды, на художественные выставки. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества.

Годы обучения в Училище стали для Исаака временем тяжелых испытаний, так как его родители к тому времени умерли, а помощи ждать было не от кого. Но уже в стенах Училища он не только обнаружил огромные способности, но и сумел сказать новое слово в русском пейзаже. Учителями Левитана были Алексей Саврасов и Василий Поленов. «Левитану давалось все легко, - вспоминал его товарищ, известный русский живописец Михаил Нестеров, - тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой». С 18 лет начал выставлять свои картины, вскоре обратившие на себя всеобщее внимание.

Жил преимущественно в Москве. Был членом «Товарищества передвижников». Его «пейзажи настроения» обрели особую психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие тайн бытия (недаром его любимым философом был А. Шопенгауэр). Чутко восприняв новации импрессионизма, он, тем не менее, никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных «мировой тоской».

В развитии художника важную роль сыграла его первая поездка в Западную Европу в конце 1889 – начале 1890 годов. Левитан отправился туда для того, чтобы ознакомиться с современной живописью, широко представленной на проходившей в то время в Париже Всемирной выставке.

Вероятно, особенно интересовали его устроенная там ретроспективная экспозиция творчества давно любимых им художников барбизонской школы — Камиля Коро, Жана Франсуа Милле, Теодора Руссо и произведения импрессионистов. По свидетельству Нестерова, поездка придала ему «более уверенности в себе. Там, на Западе, где искусство действительно свободно, он убедился, что путь, намеченный им раньше, верен».

Левитан написал во Франции и в Италии, куда ездил после Парижа, целый ряд пейзажей. Среди них есть работы, относящиеся к лучшему из созданного русскими художниками за рубежом. Очень красивы некоторые пейзажи, исполненные Левитаном в Венеции и в итальянских Альпах. Изображение величаво возносящихся к небу белоснежных горных вершин часто сочетается в них с приметами мирного быта людей - домиками, ютящимися в предгорьях, весенними садами. Пастельная мягкая бархатистость и чистота цвета отличают и ряд работ, написанных маслом, в частности картину «Весна в Италии» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1), небольшие свободные по живописи и лирически прочувствованные картины «Канал в Венеции», «Близ Бордигеры. На севере Италии», (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927) — выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Василий Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в старинной дворянской семье, сохранявшей традиции русского просвещенного дворянства, восходящие еще ко второй половине XVIII века. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, был известным историком, археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, была детской писательницей и художницей-любительницей.

B 1872 году жизнь Поленова, классного художника первой степени по исторической живописи и кандидата прав, складывалась очень удачно. Весной вышло постановление об отправке его на шесть лет за границу пенсионером Академии художеств «для дальнейшего усовершенствования в искусстве», с июня началась его командировка. Поленов посетил Москву, где осмотрел ряд частных коллекций живописи, затем Киев, Вену и Мюнхен. Художественная жизнь этого города захватила его «круговоротом работы». Круг художников, творчество которых привлекло особенное внимание Поленова, довольно широк и разнообразен. Это - представители академически-романтической исторической живописи, прежде всего, Карл Пилоти, но также и Габриэль Макс, Арнольд Бёклин, Ганс Макарт, предвосхитившие неоромантизм модерна. В Италии, куда Поленов приехал из Мюнхена, - опять масса новых впечатлений, посещения мастерских художников, осмотр памятников архитектуры. Он предпринял путешествия в Венецию, во Флоренцию, в Неаполь. «Италия, - писал он родным, - представляется мне не такой, как принято ее изображать. Желто-красных тонов я как-то мало вижу, разве при закате, а мне представляются скорее серебристо-оливковые, то есть серые». Свое восприятие итальянской природы он выразил позже в картине «Итальянский пейзаж с крестьянином» (1874) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). А так же и в других картинах «Италия. Венеция. Лагуна», «Канал в Венеции» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

В Риме Поленов снял мастерскую, куда стали заходить «натурщики разных фасонов», поскольку художник собирался сначала «написать несколько этюдов, а потом картины». Первыми были этюды для картины «Кто из вас без греха». «Вообще жизнь Христа меня с давних пор интересует, и вот из этой жизни мне хочется изобразить несколько эпизодов», - писал он родным. Большую роль в жизни Поленова сыграла зародившаяся в Италии дружба с Саввой Ивановичем Мамонтовым, крупным промышленником и страстным любителем искусства, и с будущими членами Абрамцевского (Мамонтовского) художественного кружка.

Живой, остроумный, «хорошо чувствующий талантливых людей» и сам разносторонне одаренный, Мамонтов и его жена Елизавета Григорьевна, также наделенная чуткой восприимчивой к искусству душой и редкостным добросердечием, составляли в Италии центр своеобразного артистического кружка. В него входили скульптор Марк Антокольский, историк искусства и художественный критик Адриан Прахов, композитор Михаил Иванов, Илья Репин и другие. Беззаботное времяпрепровождение с постановками спектаклей и участием в римском карнавале чередовалось с поездками к древним руинам, изучением архитектурных памятников античности, беседами об искусстве, его роли в жизни общества, назначении художника.

Поленов особенно сблизился здесь с Репиным, который писал Крамскому о своем друге: «Малый он чудесный, в Италии я с ним гораздо более сошелся... Мы мечтаем о будущей деятельности на родной почве». Эти мечты были горячо поддержаны Мамонтовым, задумавшим организовать свой художественный центр. Подмосковное имение Мамонтовых Абрамцево, купленное незадолго до того времени, стало мыслиться местом обитания будущей художественной колонии.

Лебедев Михаил Иванович (1811-1837) прожил короткую жизнь, но успел стать одним из лучших русских пейзажистов первой половины XIX века.

Исключительная художественная одаренность юноши была замечена, и благодаря высоким покровителям в 1829 году он начинает учебу в Петербургской Академии Художеств, пройдя академический курс живописи за 4 года.

Современники сравнивали его с К. Брюлловым и предрекали ему славу первого пейзажиста в Европе. Пейзажи его раскупались нарасхват, и ему приходилось, чтобы удовлетворить своих почитателей, делать с них по нескольку копий. Будучи очень яркой художнической индивидуальностью, он породил многочисленных подражателей. Как и все пенсионеры Академии, М. И. Лебедев, прибыв в Италию, обосновался в Риме. «Приехав в Рим, - сообщает А. И.Сомов, - молодой пейзажист сделался другом тамошней колонии русских художников и с жаром принялся трудиться над изучением итальянской природы». В становлении Лебедева Ребелль сыграл большую роль. Картина «Итальянский ландшафт» стал отправной точкой исканий М. Лебедева в Италии. Картина австрийского мастера, где-то еще связанная с традициями классицистического пейзажа, но уже обнаруживающая стремление к новому, более простому и естественному истолкованию природы, к лирической ее трактовке, направила лебедевское восприятие Италии в определенное русло и помогла ему найти свою тему. Там он застал еще К. П. Брюллова, который проникся добрым расположением к молодому художнику. И это не случайно. Их творческие интересы, их восприятие окружающего имели много точек соприкосновения. Тот жар души художника—творца прекрасного, то восторженное преклонение перед красотой мира, та патетика чувств и эмоций, которые все отчетливее обнаруживал в это время в себе Михаил Лебедев.

Брюллов также мог помочь Лебедеву понять особую красоту итальянской природы, которой он был буквально упоен, постигнуть ее колорит, в чем молодой пенсионер, привыкший к северной природе и ее скупым краскам, испытывал на первых порах немалые трудности.

Аллея в Альбано близ Рима (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Пейзажи Лебедева невелики по размерам, написаны тонко, виртуозно и вместе с тем пластически выразительно. Они гармоничны и одновременно полны внутренней динамики. Его картины излучают свет. Они полны радости жизни и восторга перед красотой мира. Обычно их называют романтическими. Это действительно так. Да и трудно не быть романтиком, когда тебе 25 лет, когда в тебе кипят жизненные силы, когда бескрайний мир расстилается перед тобой, когда все удается, когда настоящее прекрасно, а будущее кажется лучезарным, удивительным и бесконечным.

В мае 1837 года Лебедев отправляется в Неаполь, чтобы поработать летом в его прекрасных и столь любимых пейзажистами окрестностях. Здесь художника застает внезапно вспыхнувшая эпидемия холеры. «Боже мой! Какие потери в один год: Пушкин и Марлинский как поэты, и Лебедев, коим Россия могла бы гордиться как лучшим пейзажистом в Европе", - так отозвался на известие о смерти Лебедева Карл Брюллов.

«Итальянский пейзаж»- это как бы заземленный будничный вариант той итальянской природы, красоту которой Лебедев восторженно живописал в своих ранних произведениях. Лебедев внес в изображение свое лирическое переживание природы, свое поэтическое видение в Италии" – один из лучших пейзажей Лебедева, написанных в последний год жизни. Как ни одна другая работа художника, она говорит нам о том, в каком творческом вдохновении проходила его жизнь в Италии (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Джованни Антонио Канале (Canaletto) (1697–1768) – венецианский художник, мастер городского пейзажа – ведуты. Настоящее имя – Джованни Антонио Канале.

Каналетто родился в Венеции 18 октября 1697. Начал работать как живописец в декоративной мастерской своего отца, Бернардо Канале. В 1719 отправился в Рим, где, посвятив себя живописи, писал пейзажи. В Риме на него большое влияние оказал голландский художник Гаспар ван Виттель, который познакомил Каналетто с известным в Голландии жанром ведуты (ит. veduta, букв. – «увиденная») – пейзаж, документально точно изображающий вид определенной местности или города, который в Венеции достиг необыкновенного расцвета.

Вернувшись в Венецию (около 1720), Каналетто стал работать самостоятельно и быстро прославился. Он тщательно воспроизводил виды города, работал под открытым небом, что в то время было новшеством, делал зарисовки карандашом с натуры, помечая на них соответствующие цвета. Каналетто использовал камеру-обскура (от лат. camera – комната, obscurus – темный) – закрытый ящик с небольшим отверстием в одной из стенок. На противоположной стенке или матовом стекле лучи света через систему линз создавали перевернутое цветное уменьшенное изображение. Камеры использовалась пейзажистами 18 в. для точного воспроизведения видов (ведута), были одним из источников искусства панорамы и явились своего рода прототипом фотографического объектива.

Но технические приемы и теоретические знания сопровождались у Каналетто способностью передать вибрацию атмосферы и в живой манере охарактеризовать своих персонажей. Его картины становились яркими и выразительными благодаря верности деталям, прописанности каждой фигуры, глубине пространства в его работах. Для картин Каналетто были характерны теплая живописность, противопоставление света и тени, тонкие переходы тонов. Многочисленные ведуты Каналетто отличаются совершенством перспективных построений, тонкостью цветового решения и точностью в передаче световоздушной среды: Вид на Большой канал (Вена, галерея Лихтенштейн); Вид на церковь Санта Мария делла Салюта (Лувр) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Он создал целую серию разнообразных, но написанных в одном стиле, городских пейзажей.

В 1763 был избран в члены Венецианской академии живописи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: