Вступительная часть

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА общегуманитарных дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

_______________________________

К.ф.н. (И.И. Незнамова)

«28» августа 2011 г.

ЛЕКЦИЯ

По учебной дисциплине «Философия»

ТЕМА 2. Философия ДРЕВНЕГО МИРА

ЛЕКЦИЯ № 1. Философия ДРЕВНЕГО МИРА

Обсуждено на заседании кафедры

«28» августа 2011 г., протокол № 1

Ставрополь – 2011


УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

1.Сформировать представление б основных исторических этапах развития философской мысли; изучить философские взгляды древних индийцев; раскрыть специфические особенности философии Древнего Китая.

2.Сформировать навыки философского мышления и умение логично излагать собственные мысли.

ВРЕМЯ: 80 минут.

Учебно-материальное обеспечение:

1) Учебно-методический комплекс «Философия». – М.: Изд-во МГЭИ, 2011.

2) Учебники. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Изд-во Гардарики, 2010.

3) Учебные пособия.

4) Дидактические материалы.

Технические средства обучения:

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЛЕКЦИИ:

Вступительная часть – 10 мин

Основная часть – 60 мин

Учебные вопросы лекции:

1. Основные этапы исторического развития философской мысли – 20 мин

2. Древнеиндийская философия – 20 мин

3. Древнекитайская философия – 20 мин

Заключительная часть – 10 мин.

Литература:

1. Основная:

Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2004.

Кохановский В.П. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

2. Дополнительная:

Контрольные вопросы для проверки знаний прошлой темы:

1. Что такое мировоззрение?

2. Каковы предмет, структура и функции философии?

3. Назовите основные категории философии.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Как известно, объектом философского знания является реальность во всем богатстве ее действительности и возможностей. Вместе с тем предметом внимания философов становится реальность не вообще, как таковая, а как мировоззренческая проблема, которая рассматривается через призму отношения «человек – мир» («мышление — бытие», «субъект – объект» и т.д.). Полюса этого мировоззренческого отношения являют собой не просто различия, но и такие диалектические противоположности, которые «тяготеют» одна над другой, «пронизывают» одна другую, «жаждут» отождествиться, «слиться», «интегрировать» одна в другую.

Отражая непростой и противоречивый характер отношения «человек – мир», философия с самого начала своего существования проявляет черты альтернативности и одновременно диалогичности. Вся ее история, как будет показано далее, являет собой бесконечный диалог идеализма и материализма, гносеологического оптимизма и агностицизма, диалектики и метафизики. В реальном историко-философском процессе этот диалог существует как «полифония», «многоголосие» альтернативных позиций – номинализма и реализма, догматизма и скептицизма, рационализма и иррационализма и т.д.

Еще одной существенной особенностью философского знания является его принципиальный историзм. Философия, постигающая основные способы отношения «человек – мир», не может абстрагироваться от собственной истории. Без обращения к историко-философской тематике ни один из разделов философии не способен решать свои проблемы. История философии является школой теоретического мышления, поскольку для развития последнего «… не существует до сих пор никакого иного средства кроме изучения всей предшествующей философии» (Ф. Энгельс).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: