Вопрос 3. Древнекитайская философия

Древнекитайская философия, развитие которой приходится на середину первого тысячелетия до н.э., сформировалась одновременно с возникновением индийской философии. С момента своего возникновения она отличалась от индийской и западной философии, так как опиралась только на китайские духовные традиции.

Можно выделить две тенденции в философской мысли Китая: мистическую и материалистическую. В ходе борьбы этих двух тенденций развивались наивно материалистические идеи о пяти первоэлементах мира (металл, дерево, вода, огонь, земля), о противоположных началах (инь и ян), о естественном законе (дао) и другие.

Основными философскими направлениями (учениями) явились: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм, инь и ян, школа имен, ицзинистика.

Одним из первых крупных китайских философов считается Лао-Цзы, основатель учения даосизма. Его учение о видимых явлениях природы, в основе которых находятся материальные частицы – ци, подчиненные, как и все вещи в природе, естественной закономерности дао, имело большое значение для наивно-материалистического обоснования мира. Другим ярким материалистическим учением в Древнем Китае уже в IV веке до н.э. было учение Ян Чжу о признании закономерности природы и общества. Не воля неба, богов, а всеобщий, абсолютный закон – дао определяет существование и развитие вещей и действий человека.

Наиболее авторитетным древнекитайским философом был Конфуций (551-479 гг до н.э.). Его учение, оказавшись доминирующим в духовной жизни Китая, добилось во II веке до н.э официального статуса господствующей идеологии. В центре внимания конфуцианства – проблемы этики, политики, воспитания человека. Небо – высшая сила и гарант справедливости. Воля неба – это судьба. Человеку следует выполнить волю Неба и стремиться познать ее. Стержнем поведения человека, ритуалом признается Закон (Ли). Принципом нравственного совершенства конфуцианство объявляет идею гуманности, уважения к себе, почитание старших, разумный порядок. Главный императив морали Конфуция – «не делай другим того, чего не желаешь себе».

Китайская философия принадлежит к древнейшему слою мировой культуры. Возникнув в середине I тыс. до н.э., она стала неотъемлемой частью духовных цивилизаций не только Китая, но и ряда стран Восточной и Юго-Восточной Азии.

Китайская традиция выделяет шесть основных философских школ в истории Китая:

· натурфилософия (инь-ян цзя) центральную концепцию этой школы составили представления о «пяти элементах, или стихиях» (вода, огонь, металл, дерево, почва находятся в постоянной связи друг с другом. Помимо этих элементов мир наполнен энергией ЦИ, которая под дейстивием дуальных сил ИНЬ (темное, женское начало) и ЯН (светлое, мужское начало) порождают всю тьму вещей, таким образом происходит оногенез – процесс развития всего сущего из первозданного хаоса по воздействием ИНЬ и ЯН;

· конфуцианство (жу цзя) основоположником которого был Конфуций (551-479 до н.э.). В центре философии К. - проблемы воспитания. “Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания”. Небо - верховное божество. “Жизнь людей зависит от судьбы, а богатство и знатность происходят от неба”. Видным последователем Конфуция был Мэн-цзы. Согласно его учению, человеческая жизнь подчинена “небесной воле”, которую выражает и исполняет мудрый государь - “сын неба”. Человеку от рождения присущи 4 качества: чувство сострадания, чувство стыда, скромность и умение различать истину от лжи;

· моизм (мо цзя) – основоположником был Мо-цзы. Утверждал, что предопределенной судьбы нет, она зависит от того, как человек будет осуществлять в жизни принципы всеобщей любви, выражающей “небесную волю». Жестко выступал против паразитического образа жизни аристократии. Конфуцианскому принципу сословных привелегий противопоставлял тезис о необходимости экономного, бережного расходования материальных благ. «небо» в его учении олицетворяло подлинное человеколюбие и социальную справедливость;

· школу закона (фа цзя, или легизм) Шан Яна считал, что основа благосостояния страны и могущества государства состоит в умении правителя сосредоточить усилия народа на земледелии и войне, именно эти две области составляют то единое. Что должно лечь в основу управления государством. У№спешное управление страной возможно лишь с помощью единых и обязательных для всех законов, творцом которых является монарх.;

· даосизм (дао дэ цзя) учение Лао-цзы о дао - пути вещей. Основная идея - жизнь природы и людей не управляется “волей неба”, а протекает по определенному естественному пути - дао. Основа мира - дао и субстанция ци (воздух, эфир). В мире все находится в движении и изменении, в результате чего все вещи необходимо переходят в свою противоположность. Призывал людей отказаться от излишеств и вернуться к первообщинной жизни. Дао в даосизме представляется как мировая субстанция – закономерность, постоянство спонтанного бытия космоса, человека и общества. Как порождающее начало всего сущего.

Эти школы имели разные исторические судьбы и разное значение в истории: одни просуществовали недолго, другие (конфуцианство и даосизм) – продолжали функционировать как в древний, так и в средневековый периоды.

В содержательном плане китайская классическая философия вполне соответствует греческому понятию «философия». На ряду с определенными, различавшимися по философской стилистике школами китайская философия обладала единим архетипом философской рефлексии, в роли которого выступало наиболее общее, пронизывающее не только философию, но и всю китайскую духовную культуру понятие дао – путь. Приобретая подчас различные смысловые оттенки, это понятие тем не менее сохраняло характерное для всей китайской философии значение духовной доминанты, предельной философской категории.

Являясь частью мировой философской, китайская классическая философия обладает и рядом существенных национальных особенностей, которые позволяют говорить о ней как об особом историческом типе философской рефлексии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: