Введение. После распада Римской империи, примерно в пятом веке новой эры, страны на севере Европы оказались почти без всякого управления

После распада Римской империи, примерно в пятом веке новой эры, страны на севере Европы оказались почти без всякого управления. Мно­гочисленные вожди держали в своей власти столько земель, сколько позволяло их могущество. Иногда они объединялись для решения об­щих задач, но обычно находились в состоянии вражды. В таких услови­ях права простых людей зависели только от милости нападавшего; со­вершенно ясно, что если бы беззаконие вождей не было ограничено, то общество неизбежно впало бы в варварство. Такими ограничениями были, во-первых, конкуренция самих вождей, взаимная ревность которых ока­зывалась сдерживающим фактором, а во-вторых, влияние церкви, кото­рая по тем или иным мотивам стремилась встать на защиту слабого. И наконец, нельзя забывать о чувстве добра и справедливости, которое никогда не покидало человеческое сердце, несмотря на страсти и эго­изм. Этот последний факт и объясняет возникновение рыцарства, кото­рое легло в основу героического образа, сочетавшего в себе непобеди­мость и доблесть, справедливость, скромность, верность повелителю и уважительное отношение к равным, сострадание к слабым и набожность. Такой идеал, даже если он и не встречался в реальной жизни, восприни­мался всеми как образец для подражания, Слово «рыцарство» (chivalry) происходит от французского слова cheval, «лошадь». Слова «рыцарь», которое изначально имело значение «мальчик», «слуга», стало употреб­ляться по отношению к молодому человеку, когда тот обретал право на ношение оружия. Это право получали юноши только из богатых семей, Сказания средневековой Англии

поскольку основная масса населения оружия не носила. Таким образом, рыцарь — это вооруженный всадник, имеющий знатное происхожде­ние или находящийся на службе и на содержании у знатного человека, при этом имеющий свои независимые источники дохода, но чаще завися­щий от щедрости тех людей, на службе у которых он находился, и пользу­ющийся преимуществами, которые, без сомнения, даровала ему власть.

Во время войны рыцарь вместе со своими соратниками находился в лагере своего сюзерена, участвовал в боевых действиях и защищал его замок. В мирное время он часто появлялся при его дворе, украшая сво­им присутствием пиры и турниры, которые составляли часть досуга знати. В поисках приключений он также мог отправиться в странствие, стремясь наказать виноватого и поддержать правого, или же исполняя религиозный либо любовный обет. Такие рыцари назывались стран­ствующими; они были желанными гостями в замках знати, поскольку их присутствие привносило некое разнообразие в уединенную жизнь замка; их с почетом принимали в аббатствах, доходы которых нередко зависели от щедрости рыцарей. Но когда на пути не попадалось ни замков, ни аббатств, ни жилищ отшельников, им приходилось доволь­ствоваться отдыхом в тени придорожного креста и ложиться спать на голодный желудок.

Совершенно очевидно, что устанавливаемая ими справедливость но­сила самый грубый характер. Сила, которая была призвана исправлять зло, могла с большой легкостью сама совершать его. Поэтому в рыцар­ских романах, несмотря на всю невероятность фактов, дается довольно правдивое описание образа жизни и подтверждается, что рыцарский замок часто наводил ужас на всю округу; темницы замка были полны рыцарей и дам, ожидавших появления своего освободителя или внесе­ния выкупа; всегда находились люди, которые, чтобы разнообразить безделье, готовы были выполнить любое распоряжение своего повели­теля, независимо от того, как оно соотносилось с законом и справедли­востью; при этом права невооруженных людей вообще не учитывались. Такое противоречие факта и теории в отношении рыцарства объясняет совершенно противоположное впечатление, которое эта эпоха оставила в умах людей. Воспеваемая одними, эта тема столь же часто порицается другими. Оценивая ее непредвзято, мы можем поздравить себя с тем, что этот период нашей истории привел в современную эпоху к торже­ству закона и что, как это ни прозаично, функцию вооруженных рыца­рей взяли на себя органы гражданского управления. 12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: