Позитивизм в России

Позитивизм – одно из наиболее распространенных в России ΧІΧ в. направлений. Основные идеи позитивизма стали известны в России в 30-е – 40-е годы ΧІΧ в., после опубликования «Курса позитивной философии» О. Конта. Во второй половине ΧІΧ в. влияние позитивизма широко распространяется. К концу ΧІΧ в. позитивизм стал одним из ведущих направлений университетской и академической философии. Первые оценки позитивизма принадлежат Белинскому. Интерес к позитивизму проявляли петрашевцы. Майков предлагал создать «единую общественную науку», которая должна синтезировать промышленность, науку, искусство и религию. «Второй позитивизм» связан с именами Лесевича, Грота, Оболенского и т.д. этот период характеризуется стремлением к синтезу его различных направлений: физического, физиологического, химического, правового, исторического и т.д. Наибольшей интерес в области позитивизма представляют работы Петра Лавровича Лаврова. Он был выразителем особой формы позитивизма, возникшей в России во второй половине ΧІΧ века. Это мировоззрение, не согласное со всеми разновидностями метафизики, соединялось с отстаиванием первостепенного значения человеческого сознания как важнейшего объекта научного исследования и руководящего начала нравственной и общественной деятельности. Лавров считал, что человеческому сознанию доступны только явления. Но они не содержат в себе свидетельство, указывающее на их связь с каким-либо сущностным бытием. Но сфера явлений не ограничивается явлениями доступными лишь чувственным ощущениям. Сюда включаются также исторические факты и явления сознания. Явления сознания изучаются «субъективным методом», то есть путем самонаблюдения. Раскрываемые при помощи субъективного метода идеалы составляют основу этической теории Лаврова. Понятие справедливости является основным в этике Лаврова. Чувство справедливости – основа соблюдения права на уважение и развитие для каждого человека. Цель истории – достижение физического, нравственного и интеллектуального совершенства личности. В своей социальной и политической философии лавров был приверженцем демократического социализма. Применительно к России – это балы особая форма социализма – аграрный социализм, основанный на традиционных общественных институтах (община и артель). Лавров представлял социалистическое будущее как соединение автономных общин. Уделял внимание классовым конфликтам и процессу производства. Сохранил моралистический и индивидуалистический подход с упором на развитие свободной деятельности критически мыслящей личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: