Просветительская мысль в России и попытки философского осознания ее пути

1. Для русской философии ΧVІІІ в. характерно принятие идей западной философии, философии просвещения и появление самостоятельных авторов. К ряду русских просветителей относят М. Ломоносова, Н. Новикова, А. Радищева, Г. Сковорода.

Ломоносов Михаил Васильевич - ученый-энциклопедист, основоположник светского философского образования в России, реформатор русского языка и литературы. Учился в славяно-греко-латинской академии и в Марбургском университете. Является основателем Московского университета. От Ломоносова идет традиция русского научно-философского реализма. По своим философским взглядам он деист ньютоновского типа, т.е. допускает сотворение мира Богом, но Бог более не вмешивается в дела природы. В работах Ломоносова представлена светская нерелигиозная трактовка философии, построенной на научной модели и отличающейся от религии своей предметной области и методологией.

В философии преобладает критическая мысль не совместимая с догматизмом. Улучшить жизнь общества, по мнению Ломоносова можно лишь посредством просвещения, совершенствования нравов и общественных форм, для России – самодержавия. Он понимал историю как процесс органический, где каждая предшествующая фаза связана с последующей. История – достоверное, основанное на конкретных источниках изучения опыта «праотцев наших», включающее изучение летописей, историко-географические сведения, статистику, демографию и т.д. Философские понятия, по Ломоносову отражают изменения, произошедшие в мире, что вызывает необходимость время от времени их пересматривать. История познания, т. о., и есть история формирования понятий. Формирование понятий происходит не просто путем познания имен, а их собиранием. Понятия, или идеи суть простые и сложные. Идеи подразделяются на «первичные, вторичные и третичные». Познание состоит в учитывании разнокачественности идей. Научное познание – идеал деятельности.

Все природные тела состоят из мельчайших частиц – корпускул. Они материальны. Развил свой вариант учения о первичных и вторичных качествах, обосновал закон сохранения вещества и движения.

Сковорода Григорий Саввич – философ, поэт, педагог. Все бытие состоит из трех уровней, трех миров. Первый уровень – макрокосм или Вселенная. Второй – микрокосм или человек. Третий – символическая реальность, сопрягающая воедино макрокосм и микрокосм. Каждый мир двуприроден и состоит из двух натур – видимой и невидимой. Первая – тварь, материя, вторая невидимая – Богом или формой. В проблеме познания обосновывается идея самопознания человеком своей духовной сущности как необходимого условия достижения внутреннего мира.

Радищев Александр Николаевич – писатель, философ, политический мыслитель. Радищева занимает судьба русского крепостного крестьянина, его угнетение и унижение. В молодые годы был ярым противником самодержавия. В конце жизни его взгляды претерпевают изменения, и он приходит к мысли о просвещенной монархии как единственной силе. В учении о государстве во многом следует Руссо и связывает происхождение государства с возникновением частной собственности и образование в результате неравенства между людьми. Общественный договор – в целях обеспечения достижения благ наибольшим числом людей, соблюдение законности и защиты граждан. История – смена «вольности» и «рабства». Социальный идеал – общество свободных и равноправных людей. Наилучшее устройство для России – добровольная федерация городов.

Философия второй половины ΧІΧ века. Основные философские школы в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: