Методика 4 «Выбор»

Цель: выявить отношение к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (ответственности, коллективистической направленности, самокритичности, совестливости, принципиальности, чуткости, справедливости). Предлагается ответить на вопросы (ответы Юли выделены курсивом).

1. Ты случайно услышал, как группа твоих одноклассников высказывала справедливые, но неприятные замечания в твой адрес. Как ты поступишь?

a) Постараешься объяснить ребятам, чем были вызваны просчеты в твоем поведении;

b) переведешь разговор в шутку, но постараешься поскорее исправить недостатки, о которых шла речь;

c) сделаешь вид, что ничего не слышал;

d) укажешь ребятам, что они сами не лучше тебя, особенно потому, что говорят о тебе в твое отсутствие;

e) или...

2. Ты стал свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого на твоих глазах. Как ты поступишь?

a) Потребуешь от обидчика извинений в адрес пострадавшего;

b) разберешься в причинах конфликта и добьешься его устранения;

c) выразишь соболезнование тому, кого обидели;

d) сделаешь вид, что тебя это не касается;

e) или...

3. Ты случайно, не желая того, нанес небольшой ущерб или причинил зло другому человеку. Как ты поступишь?

a) Сделаешь все возможное для устранения зла, ущерба;

b) извинишься, объяснишь пострадавшему, что не хотел этого;

c) постараешься, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба, сделаешь вид, что ты не виноват;

d) свалишь вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват;

e) или...

4. Тебе дали поручение, которое не совсем по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как ты поступишь?

a) Добросовестно выполнишь поручение;

b) привлечешь к выполнению поручения товарищей, чтобы не делать работу самому;

c) попросишь дать тебе другое, более интересное для тебя поручение;

d) найдешь отговорку для отказа;

e) или...

5. В трудовом лагере во время прополки овощей у тебя на руках образовались болезненные мозоли. Как ты поступишь?

а) Будешь, превозмогая боль, выполнять норму, как все;

b) обратишься к друзьям с просьбой помочь тебе выполнить норму;

c) попросишь освободить тебя от этой работы и перевести на другую;

d) оставишь работу незаконченной и пойдешь отдыхать;

e) или...

Обработка полученных данных

Выбор ответа а) свидетельствует об активном, устойчиво-положительном отношении к нравственным нормам.

Ответ б) показывает, что это отношение хотя и активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы).

Если учащийся выбрал в данной ситуации ответ с), то его отношение - пассивное и недостаточно устойчивое.

Наконец, выбор последнего ответа d)- свидетельство отрицательного, неустойчивого отношения ребенка к нравственным нормам.

В программе изучения воспитанности школьника можно выделить:

o состояние здоровья

o характеристику семьи

o уровень знаний и отношение к получению образования

o развитость духовно-нравственных качеств и отношений

o культуру общения с товарищами, учителями, в семье

o деятельность в «свободное время»

o направленность личности, интересы, потребности, способности, стремление к самовоспитанию и т.д.

Программа изучения воспитанности личности школьника помогает при составлении индивидуальной программы воспитания и развития личности каждого ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: