Задания С1 и С2

Выполняя задания С1 и С2, ученики должны вспомнить, что приведённая сцена разговора с Котиком взята из четвёртой главки рассказа и контрастна сцене разговора из глав 2–3. Тогда его инициатором был Старцев, сейчас Котик, тогда говорил он, сейчас она. Тема незаметно проходящего времени у Чехова — одна из основных. Время, однообразная, пустая, медленно тянущаяся жизнь исподволь меняют человека. Так поменялся и Старцев, по ходу рассказа всё больше превращаясь в бездушного Ионыча. Котик тоже другая. Мотив “тогда–теперь”, “прежний–новый” — один из основных мотивов отрывка. Встреча в прежних декорациях новых людей не приводит их к пониманию друг друга. Старцеву просто нечего сказать Котику и всей семье Туркиных (кроме реплик об их истинных талантах, которые он, вместе с автором, оценивает очень трезво); в его жизни за прошедшие четыре года не изменилось резко ничего — и изменилось всё. Котик же не видит этого изменения и направляет свои страстные монологи к выдуманному, идеальному, “другому” Старцеву, что тот и чувствует. Возможно, рассказ «Ионыч» — это и рассказ о двух “невстречах” людей, которые в принципе отличаются от той среды, того общества, которое их окружает.

Тема изменения человека с течением времени в таком ракурсе Чеховым поставлена наиболее ярко. Учащимся доступен для сравнения материал крупных эпических произведений XIX века (например, «Мёртвых душ» или «Войны и мира») — там речь идёт о развитии, эволюции или угасании человека. Подойдёт для сравнения и «Евгений Онегин», композиционное сходство которого с рассказом «Ионыч» отмечалось многократно.

Сергей Волков


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: