Исследование мотивационной сферы личности

В современной психологии выделяют три основных методических подхода к изучению мотивационнои сферы личности (и мотивации в целом) — прямой, косвенный и проективный.

Прямой подход основан на собственных суждениях испытуемого. При этом он имеет представление об истинной цели исследова­ния, т.е. сама процедура исследования является для него «разга­данной в отношении ее диагностического замысла». Вопросы имеют прямой, непосредственный характер, а их суть сводится к тому, чтобы субъект оценил наличие (или отсутствие) того или иного мотива в своем поведении, а также степень его интенсив­ности. Данный подход имеет свои преимущества и недостатки. Основные достоинства: простота его реализации и обработки результатов, а также стандартизированность процедуры исследо­вания и его воспроизводимости. Недостатки: он требует доста­точно развитой рефлексии, что наблюдается отнюдь не у всех испытуемых; он открывает широкие возможности для намерен­ной фальсификации данных и формулировке социально одобряе­мых ответов; он допускает и хаотичные ответы, что имеет место в случае низкой заинтересованности испытуемого в процедуре исследования.

Косвенный подход основан на заданиях, которые остаются для обследуемого неразгаданными в отношении их диагностичес­кого смысла. При этом испытуемый выполняет какое-либо зада­ние, а исследователь судит о его мотивации по разного рода косвенным характеристикам. Например, широкое распростране­ние получил способ «альтернативного выбора». Испытуемому ставится вопрос: какой бы работой он хотел заняться, причем дается два варианта ответа, один из которых предполагает инди­видуальную, а второй — совместную работу. По характеру отве­та можно сделать косвенный вывод о степени развития у субъек­та социальных мотивов.

При проективном подходе испытуемому предъявляется неоп­ределенный, многосмысловой материал и предлагается дать ему интерпретацию. По характеру последней судят о содержании, направленности и степени выраженности. Человек, стремясь вос­полнить неопределенность интерпретируемого материала, осмыс­лить его, как бы «проецирует» на него особенности своей психи­ки в целом и мотивации в особенности.

Теории мотивации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: