МОУ СОШ № 5

«Государство-объединение множество людей, подчинённых правовыми законами». (И. Кант)

Философ И.Кант рассматривал «сущность» государства, то, что стоит за внешней стороной этого явления.

На мой взгляд, в этом высказывании идёт речь о правовом государстве.

Как известно, правовое государство-это государство, основанное на принятой в соответствии с демократической процедурой (а это значит, и воспринятой народом, гражданским обществом)конституции; на развитой и непротиворечивой системе, естественно, включающей общепризнанные правовые принципы и нормы международного права, имеющие приоритет перед национальным законодательством; на независимой и эффективной судебной власти, место и роль которой соответствует положениям классической теории разделения властей- законодательной, исполнительной и судебной.

Однако, законы, принимаемые государством, могут быть не правовыми и, более того, антиправовыми.

Во-первых, к несчастья, именно наша история подтвердила, что целая историческая эпоха может быть временем действия не правовых законов, то есть законов, не соответствующих идее социальной справедливости, общественных правовых принципов и норм.

Попробуем разграничить понятия «право» и «закон». В тоталитарном государстве эти понятия воспринимаются как идентичные.

В теории «социалистического права» под правом понимается совокупность законов, то есть норм, произвольно, как подтверждает наша история, устанавливаемых «социалистическим государством» и обеспечиваемых государственным принуждением. Как писал В. И. Ленин: «Право - ничто без аппарата, способного к принуждению норм права».

Таким образом, отметилась сама идея права как воплощение социальной справедливости, позитивно действующего социального регулятора, воспринимаемое обществом как необходимый и полезный для всех элемент социальной жизни.

Во-вторых, даже задача «ликвидации безграмотности», которая была результатом революционных преобразований, гражданской войны и их последствий (по переписи населения 1897 году Россия была достаточно грамотной страной), решалось с помощью уголовно-правовых средств. Была предусмотрена уголовная ответственность за восприятия посещения школ и курсов по ликвидации безграмотности и за уклонение от учёбы. Существовала такая уголовная ответственность учащихся ремёсленных училищ и школ фабрично-заводского обучения (с 12-летнего возраста), за самовольный уход из училища (школы) и за нарушение школьной дисциплины, повлёкшие исключение из училища (школы), - лишение свободы на срок до одного года и т.д. Так формировался «архипелаг ГУЛАГ», описанный А. И. Солженицыным.

Мне кажется, в современном мире государство можно с уверенностью назвать правовым. Современные государства Запада, которые кричат о своей развитой демократии, не редко сами грешат «двойными стандартами», лицемерно закрывают глаза на злые деяния там, где им это выгодно. Я имею ввиду недавние события на границе Грузии и Абхазии. Западные СМИ неразобравшись, встали на сторону агрессоров. И это хвалебная «Свобода слова?!»

Можно сделать вывод из всего сказанного: государство настолько является правовым, на сколько его законы являются правовыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: