Предлагаемое учебное пособие по курсу “История отечественных средств массовой коммуникации” представляет собой краткое изложение истории развития журналистики в России от ее истоков до времен перестройки (1703-1985). Эта дисциплина сегодня испытывает особые трудности с литературой не только в Ульяновске, но и в России в целом. Изданные ранее учебники не только идейно устарели, но и практически недоступны студентам. Более того, среди них нет ни одного, который бы в целом рассматривал историю развития СМИ (средства массовой информации) России за практически весь период ее развития – вплоть до времен перестройки. В этом смысле предлагаемое учебное пособие восполняет этот пробел. Изложение материала ведется объективно с современных демократических позиций. Подчеркиваются положительные достижения журналистики во все периоды времени. Структура построения материала должна помочь читателям быстро находить ответ на сформулированные в начале каждой темы вопросы.
В пособии рассказано о наиболее заметных периодических изданиях, выходивших в нашей стране за почти трехвековую историю отечественной журналистики. За это время, как в истории страны, так и в журналистике произошли большие перемены. В предлагаемом издании прослеживаются основные тенденции развития средств массовой информации и их взаимосвязь с историческим процессом. Немалое внимание уделено освещению журналистики XVIII века, когда наиболее характерным для России СМИ были журналы. Отдельно рассказывается о наиболее видных издателях и редакторах. Прослеживается динамика становления различных типов журналов и газет. Подробно показана динамика развития газет как наиболее оперативного средства информирования с момента зарождения в качестве государственного, официального издания до появления коммерческих массовых изданий во второй половине XIX в., специализированных, партийных и других изданий. Однако в России газеты в течение длительного времени играли второстепенную роль, уступая по популярности журналам, вплоть до последней треть XIX в. Важнейшей особенностью развития журналистики в России практически на всем протяжении ее существования была ее подцензурность и длительная невозможность открытого информирования и обсуждения политических событий на страницах прессы журналистскими средствами. В связи с этим литература, история, литературная критика долгое время выполняли в российских СМИ дополнительные функции - они служили способом косвенного анализа и обсуждения политических идей и социального протеста. Особый интерес представляет развитие газетного дела в России в период после 1905 г., когда стали появляться партийные газеты. Это позволило сформировать многопартийной журналистике. В учебном пособии даны сведения о прессе всех политических направлений и ориентаций, прослежена их деятельность в дореволюционный период. Дана характеристика изданий в период буржуазной революции февраля 1917 г., выходивших впервые за всю историю российской журналистики в условиях свободы печати. Значительный блок материалов посвящен советской печати, существовавшей в условиях партийной монополии на СМИ и идеологического диктата.
|
|
|
|
Охарактеризованы поворотные моменты развития журналистики -–1703 г. (издание первой газеты), 1866 г. (покушение Каракозова на Александра II и закрытие журналов “Современник” и “Русское слово”), 1884 г. (усиление политического давления на прессу), 1905 г. (издание Манифеста 17 октября и выход первой партийной газеты), февраль 1917 г. (отмена цензуры и объявление свободы печати), октябрь 1917 г. (установление диктатуры пролетариата и последовавшее за этим закрытие оппозиционных газет и постепенный переход к однопартийной официальной печати), 1985 г. (начало перестройки и гласности в печати, постепенное увеличение диапазона свободы печати).
Учебное пособие содержит основные сведения, необходимые студентам для освоения учебного курса, но, безусловно не исчерпывает тему. Желательно знакомство с дополнительной литературой и оригинальными произведениями ведущих журналистов каждой эпохи.
Данное пособие можно рассматривать как составную часть сводного курса “Теория и методика массовой информации”.
в начало