Заключение. Основная задача данного пособия состояла в том, чтобы показать возможности формирования мотивации учения и дать общие подходы и рекомендации для этого

Основная задача данного пособия состояла в том, чтобы показать возможности формирования мотивации учения и дать общие подходы и рекомендации для этого.

Воспитание мотивации надо строить не как «приспособление» к наличным, сложившимся у ребенка уровням мотивации, а как перевод школьников к новым ее формам, к более зрелым способам регуляции своего учебного поведения.

При формировании мотивации необходимо учитывать сведения об отдельных сторонах мотивационной сферы, их проявлениях в разные возрасты. Наряду с этим никогда нельзя упускать из виду, что все стороны мотивации следует рассматривать только в контексте целостной личности; личность каждого ребенка — в контексте возраста, а возраст — в контексте развития всего школьного периода детства. Одни и те же мотивы в структуре личности различных учеников и в разные возрастные периоды приобретают неодинаковую смысловую нагрузку.

Этот широкий анализ может помочь определить учителю основные направления развития мотивации в каждом возрасте. Анализ периодизации возрастного развития в школьном возрасте позволяет наметить определенную стратегию формирования мотивации от начальной школы к средней.

Задачи формирования мотивации определяются ее резервами в каждом возрасте, зоной ее ближайшего развития. Эти резервы не актуализируются сами по себе, а мобилизуются только в ходе включения школьников в активные виды деятельности и социальных взаимодействий. «Вычерпывание» резервов всякого развития (в том числе и мотивации) должно осуществляться не бездумно, а с учетом сбалансированного соотношения физического, умственного и нравственного развития школьников.

К окончанию школы у учащихся желательно сформировать зрелые уровни познавательных мотивов — мотивы самообразования и сложные формы социальных мотивов отдачи обществу и социального сотрудничества. Эти мотивы должны приобрести личностный смысл, стать действенными и доминирующими, войти в систему целей школьника, стать эмоционально привлекательными. На этой основе у молодого человека складывается потребность в непрерывном образовании и активной жизненной позиции.

Сформированное™ мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..,,..,,.,,..,.....:.:. ^ 3

Глава 1. Психологическая характеристика мотивации учения школьников 5

Процесс учения и его психологические особенности...... —

Смысл учения для школьников............. -в

Виды мотивов учения................. 11

Роль целей, эмоций и интересов школьника в мотивации его учения 17 Сочетание мотивов и других побуждений как необходимое условие гармонического развития личности школьника...... 27

Глава 2. Изучение учителем мотивации учения школьников... 30

Проявления мотивации учения -школьников в учебном процессе. 31

Методы изучения учителем мотивации учения школьников.... 35

Глава 3. Формирование мотивации учения школьников..... 44

Психологические принципы формирования мотивации учения школьников...................... —

Формирование в ходе учения познавательной активности школьников..................... 47

Формирование в ходе учения социальной активности школьников 51

Формирование в ходе учения активного отношения школьников

к своей мотивационной сфере.............. 54 '|.-.-;

Глава 4. Возрастные и индивидуальные особенности мотивации

учения школьников............... 59

Психологические представления о периодизации развития в школьном возрасте. Своеобразие учебной деятельности в разных школьных возрастах.................. —

Мотивация учения в младшем школьном возрасте...... 61

Мотивация учения в среднем школьном возрасте...... 69

Мотивация учения в старшем школьном возрасте...... 80

Индивидуальные особенности мотивации учения. Особенности мотивации учения у неуспевающих школьников......... 88

Заключение,,...,,...........,.. 95

Маркова Аэлита Капитоновна


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: