ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНСТИТУТ»
(ГГХПИ)
Методические указания по освоению дисциплины
« Русский язык и культура речи»
для студентов заочной формы обучения
Общая трудоемкость – 3 (з.е.) или 108 час.
пос. Электроизолятор
2014 г.
Раздел 1. Общие положения
Цели дисциплины
Целью дисциплины «Русский язык и культура речи» является:
– повышение уровня общей речевой культуры будущего специалиста;
– совершенствование навыков правильной, нормативно выдержанной литературной и деловой письменной и устной речи;
– пробуждение интереса к русскому языку как национальному достоянию;
– формирование уважительного и бережного отношения к русскому языку;
– повышение уровня общей культуры мышления и общения.
Задачи дисциплины
Изучение дисциплины _«Русский язык и культура речи» направлено на решение следующих задач:
– сформировать у обучаемых системный взгляд на язык как социальное явление;
– выработать умение грамотно строить языковое общение, различать и умело использовать стилистическое богатство русского языка;
|
|
– научить создавать, находить, анализировать и контекстно обрабатывать информацию учебного, научного и профессионального характера;
– сформировать умения самостоятельно создавать профессионально значимые речевые произведения (письменные, устные);
– научить логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
– сформировать системный взгляд на ценностные нормы, регулирующие речевое поведение обучаемых;
– содействовать воспитанию личной и социальной ответственности каждого студента за состояние речевой культуры того коллектива, где он живёт, учится и работает;
– воспитать готовность к межкультурной коммуникации.
Дисциплина русский язык и культура речи относится к профессиональному циклу.
Место дисциплины в учебном плане
Дисциплина Русский язык и культура речи взаимосвязана с такими науками и курсами как лингвистика, стилистика, языкознание. В процессе обучения на основе данной программы студенты должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка. Знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка.
Все дисциплины специальностей, по которым ведется подготовка в институте, имеют интегративные связи с содержанием курса «Русский язык и культура речи». Дисциплина «Русский язык и культура речи» является компонентом системы гуманитарных дисциплин, что обусловливает её тесную связь с теоретическими курсами «Речевая коммуникация», «Культура и техника речи экскурсовода», «Риторика» в соответствии с учебными планами.
|
|
Раздел 2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины и планируемые результаты обучения
Студенты, завершившие изучение дисциплины Русский язык и культура речи, должны обладать следующими компетенциями:
–способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь-ОК-6;
–владением культурой мышления, способен к обобщению и анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения-ОК-1;
–осознанием значимости своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности-ОК-11;
– способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать их возможное развитие в будущем – ОК-4;
– готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе- ОК-7;
– способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства-ОК-9;
–способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков-ОК-10.
– способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и аналитический отчёт – (ПК-9);
– способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии – (ПК- 12).
Изучив курс, студент должен знать:
– связь языка и истории, культуры русского и других народов;
– смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
– основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
–орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
– нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Должен уметь:
– осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
– анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
– проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
– извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
– создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
– применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
– соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
Владеть навыками:
- создания текстов в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов.
– речевого общения, с соблюдением норм литературного языка