Задачи дисциплины. Методические указания по освоению дисциплины

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНСТИТУТ»

(ГГХПИ)

Методические указания по освоению дисциплины

« Русский язык и культура речи»

для студентов заочной формы обучения

Общая трудоемкость – 3 (з.е.) или 108 час.

пос. Электроизолятор

2014 г.

Раздел 1. Общие положения

Цели дисциплины

Целью дисциплины «Русский язык и культура речи» является:

– повышение уровня общей речевой культуры будущего специалиста;

– совершенствование навыков правильной, нормативно выдержанной литературной и деловой письменной и устной речи;

– пробуждение интереса к русскому языку как национальному достоянию;

– формирование уважительного и бережного отношения к русскому языку;

– повышение уровня общей культуры мышления и общения.

Задачи дисциплины

Изучение дисциплины _«Русский язык и культура речи» направлено на решение следующих задач:

– сформировать у обучаемых системный взгляд на язык как социальное явление;

– выработать умение грамотно строить языковое общение, различать и умело использовать стилистическое богатство русского языка;

– научить создавать, находить, анализировать и контекстно обрабатывать информацию учебного, научного и профессионального характера;

– сформировать умения самостоятельно создавать профессионально значимые речевые произведения (письменные, устные);

– научить логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

– сформировать системный взгляд на ценностные нормы, регулирующие речевое поведение обучаемых;

– содействовать воспитанию личной и социальной ответственности каждого студента за состояние речевой культуры того коллектива, где он живёт, учится и работает;

– воспитать готовность к межкультурной коммуникации.

Дисциплина русский язык и культура речи относится к профессиональному циклу.

Место дисциплины в учебном плане

Дисциплина Русский язык и культура речи взаимосвязана с такими науками и курсами как лингвистика, стилистика, языкознание. В процессе обучения на основе данной программы студенты должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка. Знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка.

Все дисциплины специальностей, по которым ведется подготовка в институте, имеют интегративные связи с содержанием курса «Русский язык и культура речи». Дисциплина «Русский язык и культура речи» является компонентом системы гуманитарных дисциплин, что обусловливает её тесную связь с теоретическими курсами «Речевая коммуникация», «Культура и техника речи экскурсовода», «Риторика» в соответствии с учебными планами.

Раздел 2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины и планируемые результаты обучения

Студенты, завершившие изучение дисциплины Русский язык и культура речи, должны обладать следующими компетенциями:

–способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь-ОК-6;

–владением культурой мышления, способен к обобщению и анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения-ОК-1;

–осознанием значимости своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности-ОК-11;

– способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать их возможное развитие в будущем – ОК-4;

– готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе- ОК-7;

– способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства-ОК-9;

–способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков-ОК-10.

– способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и аналитический отчёт – (ПК-9);

– способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии – (ПК- 12).

Изучив курс, студент должен знать:

– связь языка и истории, культуры русского и других народов;

– смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

– основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

–орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

– нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Должен уметь:

– осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

– анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

– проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

– извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

– создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

– применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

– соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

Владеть навыками:

- создания текстов в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов.

– речевого общения, с соблюдением норм литературного языка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: