Отголосок успешной битвы

Есть поле победы, широкое поле!

Там ветер пустынный гуляет по воле!

На поле курганы — гробницы костей:

То грозное дело булатных мечей!

В. Красов, 1832

Раскопки курганов у села Старые Бедражи на Среднем Пруте близились к завершению, когда с краю небольшого курганчика появилась метровая траншея, вырытая с уровня материка и уходящая в поле. Мы начали ее зачистку, но вскоре траншея сделала поворот под прямым углом и завершилась. Однако через два метра она вновь появилась и повернула уже в противоположную сторону. В итоге мы получили образованный траншеей правильный квадрат с разрывом в южной части. Квадрат был ориентирован по странам света, и по опыту мы уже знали, что здесь, скорее всего, находится грунтовый могильник сарматской культуры. Так и оказалось в действительности. Через несколько дней в поле возле кургана было зачищено еще шесть аналогичных сооружений, расположенных по одной линии — с северо-запада на юго-восток. Почти возле каждого из них на определенном расстоянии находились прямоугольные погребальные ямы, ориентированные с севера на юг. Начиная их расчистку, мы не могли и представить, что нашли уникальный погребальный комплекс начала нашей эры.

В первом же погребении лежал на спине костяк мужчины 45–50 лет. Рядом с ним находилась серолощеная миска на кольцевом под доне, а под правой рукой и у правой ноги лежал железный меч с кольцевым навершием, прямым перекрестием и обоюдоострым клинком со следами дерева от ножен. Его длина составляла 41 сантиметр. Во втором погребении также был обнаружен костяк взрослого мужчины с таким же железным мечом и одноручным серолощеным кувшином. Кроме них в захоронении были найдены серебряная фибула — застежка для плаща, две бронзовые пряжки от ремня и бочонковидная бусина из непрозрачного белого стекла.

Аналогичная картина повторилась и в третьем погребении: здесь находился костяк молодого мужчины 30–35 лет, и его опять сопровождали меч с кольцевым навершием длиной 33 сантиметра, железный нож, серебряная фибула и гончарная серолощеная миска на кольцевом поддоне. Уже эти первые находки показали, что мы действительно открыли могильник сарматской культуры, специально сооруженный во II веке нашей эры возле небольшого кургана эпохи бронзы.

Зачистка остальных захоронений принесла аналогичные находки: практически в каждом из них находились боевое оружие, керамика и изредка — украшения из стекла и бронзы. Сразу же бросилось в глаза, что у большинства погребенных были следы травм на костях рук или ног, а у одного имелись явные следы повреждения черепа, от которого, вероятно, он и скончался. Нам повезло, так как из семи обнаруженных захоронений только два были разрушены, но и в них сохранился погребальный инвентарь. Остальные же остались нетронутыми. Видимо, древние грабители и не догадывались, что в пустынном поле возле древних курганов находятся сарматские захоронения.

Всего было обнаружено семь квадратных сооружений с «воротами» в южной части. Возле шести из них находились захоронения. Все они были вырыты за пределами квадратов, на различном расстоянии от них. Лишь центральное сооружение номер четыре не сопровождалось погребальной конструкцией. В разных местах траншей были найдены остатки погребальных тризн в виде скоплений амфорного боя, фрагментов лепных сосудов и костей овец. Сочетание всех признаков погребального обряда, а также многочисленный инвентарь в захоронениях неоспоримо указывали, что все они принадлежали позднесарматским племенам Северо-Западного Причерноморья, то есть датируются концом II — серединой III века нашей эры. О широких торговых связях в этот период свидетельствуют обнаруженные во рвах фрагменты «неапольских» амфор римского производства, краснолаковые миски из Малой Азии и египетские стеклянные бусы и бисер.

Именно в это время властителями причерноморских степей становятся тяжеловооруженные сарматские воины-катафракгарии в панцире, со шлемом на голове, со щитом, с длинным мечом, копьем и луком. Гелиодор писал: «Когда наступает время битвы, то, ослабив поводья и горяча коня боевым криком, он мчится на противника, подобный какому-то железному человеку или движущейся кованой статуе. Острие копья сильно выдается вперед… и в своем стремительном натиске колет кого ни попало, одним ударом часто пронзая двоих».

Наличие в каждом открытом погребении боевого оружия говорило о том, что в могильнике была погребена определенная социальная группа сарматского населения — воины. Это пока единственный случай не только на Среднем Пруте, но и во всем Северо-Западном Причерноморье, когда можно с уверенностью говорить о сугубо профессиональном роде занятий всех погребенных. Причем однотипность находок и их практически единые хронологические рамки показывают, что этот могильник был сооружен в течение короткого хронологического времени. Скорее всего, захоронения были совершены одновременно. Наличие у многих погребенных следов физических повреждений говорит о том, что все они погибли, вероятно, в одном бою. Вряд ли это были катафрактарии, так как в захоронениях не было обнаружено тяжелого вооружения — панцирей или железных шлемов. Но длинные мечи, предназначенные для конного боя, однозначно свидетельствуют, что они были всадниками.

Самое интересное заключается в том, что в одном из разрушенных в древности захоронений находился костяк… женщины! Здесь также были найдены фрагменты длинного сарматского меча для всадника и более короткого меча с кольцевым навершием для пешего рукопашного боя. Женщина-воин, погибшая вместе с мужчинами в одном из боев? Может ли быть такое? Оказывается, может! Широко известно сообщение опального римского поэта Овидия о том, что сарматские женщины наравне с мужчинами ездят верхом на охоту, ходят на войну и носят мужскую одежду. Другие античные авторы также писали о том, что сарматки нередко выступали как военачальницы, семейные жрицы и даже боевые всадницы. Именно такая женщина — воин и всадница — и была погребена в этом могильнике наравне с погибшими мужчинами. И неудивительно, что это погребение оказалось ограбленным. Наверняка в нем находились различные украшения — ведь женщине было всего лишь 30 лет!

Что же произошло в районе Прута на заре новой эры? Полистаем сочинения древних историков. Оказывается, вторая половина II века нашей эры в Юго-Восточной и Центральной Европе характеризуется резким обострением римско-варварских, и, в частности, римско-сарматских, отношений, которые вылились в две грандиозных войны. В историю они вошли как Маркоманские войны 166–180 годов нашей эры. Маркоманы — германское племя, осевшее в I веке нашей эры в районе Майна, но затем переселившееся на территорию современной Чехии, покинутой к тому времени кельтами. Там они заняли господствующее положение и создали во главе с царем Морабодом могущественное объединение племен, однако вскоре сами попали в зависимость от Рима. Эта зависимость прекратилась лишь в результате Маркоманских войн при императоре Марке Аврелии, когда маркоманы дошли даже до Верхней Италии.

Среднее Попрутье находилось в определенной близости от театра военных действий, и сарматские племена Днестровско-Прутского междуречья наверняка были втянуты в происходящие события. В результате близко развернувшейся войны из среды рядового сарматского населения могла выделиться группа людей, занимавшихся сугубо военным делом или, по крайней мере, отдававших этому занятию часть своего времени. О высоком профессионализме погребенных здесь воинов говорит хотя бы тот факт, что в одной из могил рядом с мечом лежал железный нож-кинжал. Дело в том, что в бою кинжал использовался вместе с длинным мечом, предназначенным для конного боя. В паре с ним было значительно удобнее отражать встречные удары противника, но для одновременного владения этим оружием требовались не только сила и виртуозная техника ведения боя, но и профессиональная военная выучка. Наверное, не случайно на костяке этого сармата было зафиксировано самое большое количество повреждений. О том, что воины, обладавшие подобным опытом, занимали более высокое иерархическое положение в обществе, свидетельствует находка здесь довольно редких египетских украшений.

Небольшая стычка на берегу Днестра закончилась победой сарматских племен, о чем говорит сам факт сооружения уникального могильника. В нем были погребены только воины в полном вооружении. Этот неприметный могильник начала новой эры донес до нас отголосок страшных и жестоких Маркоманских войн, в которые оказались втянутыми и сарматские племена. Отразив первые нападения врагов, они в итоге потерпели поражение и были вынуждены откочевать на восток. Впоследствии характерные сарматские могильники с ровиками появляются уже в районе донских степей. В Попрутье проникают уже другие сарматские племена, оставившие качественно иные погребальные памятники.

Продолжение раскопок в Северо-Западном Причерноморье привело к открытию еще нескольких аналогичных могильников сарматской культуры. Однако ни в одном из них не было обнаружено столько погибших воинов. Поэтому данный комплекс мы можем с полной уверенностью отнести к редкому памятнику, связанному с боевыми действиями в регионе. Открытие же здесь захоронения сарматской амазонки — очередная неожиданность полевой археологии. Нам повезло: этот могильник практически не пострадал от грабителей. Но справедливости ради надо отметить, что в нем и не находилось особых ценностей. Копая его, мы уже имели определенный опыт и предполагали, что нас может ожидать. Дело в том, что за несколько лет до этого мы впервые столкнулись с подобным могильником, который поразил нас своими размерами. И хотя открытие целого «города мертвых» произошло во время плановых археологических работ, этого никто не ожидал. Как обычно, это произошло в определенной степени по воле случая.

«Поле мертвых» на Пруте

Но не текут к своим истокам воды.

Земля, не в силах стона подавить,

Рождает в муках новые народы,

А мертвых наций ей не оживить.

Г. К Лонгфелло, 1880

Пожалуй, археологические раскопки в Унгенском районе на границе с Румынией стали самыми успешными для Прутской археологической экспедиции, которой в течение ряда лет мне довелось руководить. Одновременно они оказались и самыми масштабными в моей полевой практике. Работа в этом мало изученном районе у пограничной реки Прут привела к неожиданной и редкой удаче. Здесь в зону мелиорации у села Петрешты попало несколько древних курганов, которые необходимо было срочно исследовать. Как и ожидалось, все они были возведены в эпоху ранней бронзы — более четырех тысяч лет назад.

Во время исследований самого крупного кургана группы под ножом бульдозера неожиданно появилась узкая траншея, вырытая с уровня древней погребенной почвы. Она частично перекрывалась курганной насыпью и уходила в поле. «Окопы времен войны», — сразу же определили экспедиционные скептики. Но слишком ровные и одинаковые по ширине края траншеи настораживали, и я решил продолжить зачистку непонятного сооружения. Вскоре траншея сделала прямой поворот, прервалась и появилась опять. В результате она приобрела правильную прямоугольную форму с разрывом в южной части. Но в ее центре ничего не было. «Тебе же объясняли, что это окопы, а в центре стояла зенитка», — продолжали убеждать меня «знатоки военного дела». Но зачем зенитку поставили рядом с границей посреди поля, не маскируя ее в земле и окопав ровиком, объяснить все же не могли. Поэтому был дан приказ это сооружение раскопать. В профиле оно имело трапециевидные очертания, и в заполнении траншеи нередко встречались фрагменты римских амфор. Стало ясно, что к минувшей войне этот комплекс не имеет никакого отношения.

Когда с помощью бульдозера мы зачистили материк, к северо-востоку от квадрата появилось прямоугольное пятно погребальной ямы. В этом захоронении рядом с костяком крупного мужчины лежали два лепных сосуда вытянутой горшковидной формы, треугольная крышка от одного из них и небольшая римская чаша для вина, покрытая красным лаком, — типичный набор рядового сармата. Так как лишь угол сооружения оказался под полой насыпи, было решено проверить прилегающую к нему территорию. И мы не ошиблись. Очередные находки не заставили себя долго ждать. Буквально через десять минут рядом с первым квадратом появилось круглое сооружение, которое также имело разрыв в южной части. Но связанное с ним захоронение оказалось в самом центре круга и было частично разграблено. Еще через какое-то время были зачищены очередные круглые и квадратные траншеи, возле которых всегда находились одиночные захоронения. Сомнений больше не оставалось — рядом с древним курганом существовал крупный грунтовой могильник сарматских племен, включающий разнообразные культовые конструкции. Исследовать его было одно удовольствие: сооружения находились так близко одно от другого, что стоило лишь бульдозеру сделать очередной проход, как появлялись новые погребения.

В результате раскопки затянулись на два года. Огромные площади пахотных земель оказались вскрытыми, что даже вызвало нарекание местных властей. Проведенные исследования показали, что все траншеи и связанные с ними захоронения принадлежали воинственным племенам сарматов, сыгравших важную роль в древнейшей истории Европы. Подобные сооружения стали известны археологам сравнительно недавно. Впервые они были изучены в Нижнем Подунавье, а несколько позже — и на левобережье Среднего Прута. Исследования в различных частях Днестровско-Прутского междуречья позволили обнаружить новые бескурганные могильники этой культуры, но общее число открытых погребальных ровиков оказалось не столь значительным. Поэтому могильник у села Петрешты до настоящего времени остается одним из наиболее крупных и важных памятников в Восточной Европе. Только за один год раскопок в этом районе Попрутья на площади в десять гектаров было изучено 32 сарматских сооружения и более 40 связанных с ними захоронений. Погребальный инвентарь дал возможность установить, что здесь нашли последнее пристанище воины и скотоводы, знатные женщины и рядовые жены, ремесленники и рыбаки. Наиболее интересные находки — импортная римская керамика, разнообразное оружие и египетские украшения из фаянса — позволили предварительно датировать этот огромный комплекс III веком нашей эры.

Но продолжение раскопок привело к очередной неожиданности. Оказалось, что это место привлекало не только кочевников, но и земледельцев. Стоило лишь с помощью бульдозера проложить еще одну траншею у крайнего ровика в северо-западной части могильника, как вдруг появилось два ямных пятна явно не сарматского происхождения. Их расчистка показала, что мы случайно наткнулись на захоронения земледельцев так называемой Черняховской культуры. Обнаруженные сосуды и украшения показали, что они были совершены в IV веке нашей эры, в период, на который пришелся расцвет этого богатого и многочисленного народа.

Найденные погребения находились вплотную к высоким отвалам, оставшимся после расчистки сарматского могильника. Не исключено, что под ними скрывались и другие аналогичные захоронения. Чтобы проверить эту гипотезу, мы решили зачистить территорию за отвалами. Каково же было наше удивление, когда в первых же траншеях, достигших материка, появились десятки аналогичных могильных пятен. Стало ясно — на этом поле имеется еще один грунтовой могильник более позднего времени. Подобное «прямое» наложение данных памятников позволяет не только ставить, но и решать такие важные исторические вопросы, как возможное взаимовлияние или генетическое развитие этих исчезнувших народов древности. Именно поэтому научное значение Петрештского могильника трудно переоценить.

Всего было изучено более ста Черняховских захоронений. Находки из них могут заполнить не одну музейную витрину. Были обнаружены десятки сосудов изысканных форм, разнообразные орудия труда и сотни прекрасных украшений. Судя по качеству керамики, развитие гончарства здесь находилось на очень высоком уровне. Керамика в основном благородного серого цвета, реже встречается черная и желтая. Она прекрасно обожжена и с успехом может использоваться даже в наше время. Черняховские гончары были мастерами очень высокой квалификации. Уже на базе, которую мы устроили на местной тракторной бригаде, пропал один из изящных кувшинов с высоким горлышком. Поиски его не увенчались успехом, но ясно, что сделать это мог только кто-то из местных механизаторов. До сих пор где-то в молдавском подвале хитрый хозяин пьет собственное вино, не подозревая, что разливает его из сосуда двухтысячелетней давности.

Из других находок особый интерес представляют парфюмерный набор из серебра, различной формы поясные бляшки, римские серебряные монеты, позолоченные стеклянные бусы, бронзовые и серебряные фибулы — застежки для одежды, а также многочисленные бусы из разноцветного стекла, сердолика, оникса, аметиста, горного хрусталя и других полудрагоценных камней. Думаю, что носить подобные украшения не отказались бы и многие современные модницы. Значительную серию находок составили различные стеклянные кубки римского производства, а также несколько типов костяных женских гребней. Стеклянные кубки сохранились во фрагментированном состоянии. Они были выполнены как из толстостенного, так и тонкостенного стекла. Тонкое стекло исследователи связывают с рейнскими, египетскими и сирийскими мастерами, а более грубое толстостенное могли изготовлять и Черняховские умельцы. В погребениях нередко встречались и удивительной красоты раковины, привезенные сюда с берегов Средиземноморья и даже Тихого океана. Всего в Черняховском могильнике найдено более тысячи разнообразных находок, многие из которых могут украсить любую археологическую коллекцию. Проведенные исследования позволили сделать вывод, что левобережье Среднего Прута в III–IV веках нашей эры являлось одним из основных центров проживания сарматского и Черняховского населения, находившегося под сильным влиянием Рима.

Но в середине III века нашей эры Римская империя переживала глубокий политический и финансовый кризис. Этой ситуацией не преминули воспользоваться ее соседи. На границы империи обрушились многочисленные германские племена, среди которых наибольшей активностью отличались готы. В движение готов были втянуты и различные сарматские племена, в том числе и обитавшие на берегах Прута. Судя по многочисленным армиям, нападавшим на империю, варварское население значительно возросло, что, вероятно, свидетельствует об определенной перенаселенности на ее границах.

С середины III века нашей эры готы продвигаются в причерноморские степи. В начале IV века нашей эры королем готов становится Эрманарих, который, по словам историка Иордана, «покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам». В первой трети этого же столетия окончательно сформировалась полиэтническая «держава Эрманариха», которая охватила огромные территории — от Сейма и Северского Донца до Олта и Трансильвании, от верховьев Западного Буга до низовьев Днепра и Дуная. Именно с «державой Эрманариха» и связывает большинство исследователей Черняховскую культуру, которую датируют III–IV веками нашей эры, то есть временем существования данного могильника.

Раскопки показали, что могильник служил не только кладбищем, но и своеобразным культовым и ритуальным местом. Здесь часто встречались такие элементы погребального обряда, как тризна, жертвоприношение животных, в первую очередь коней, вторичное преднамеренное разрушение скелетов. В отличие от более ранних погребений разрушения некоторых Черняховских комплексов не связано с ограблениями, так как при этом все находки остались на месте. Это вторичное разрушение скелетов связано, вероятно, с определенными погребальными традициями местных племен.

Черняховская культура представляет собой качественно новое этническое образование, которое в значительной степени возникло под влиянием провинциальной римской культуры. По мнению специалистов, она оформилась в тех районах, где сложился племенной союз, возглавляемый готами. В рамках этой культуры происходил процесс формирования новой народности, которой не суждено было выйти на историческую арену. В конце IV века нашей эры ее развитие было прервано гуннами — кочевниками-тюрками, пришедшими с Востока. По меткому выражению Иордана, «взъярилось на готов племя гуннов». В битве с ними погиб престарелый «король всех готов» Эрманарих, готский союз распался, а местное черняховское население было почти полностью уничтожено.

Нет сомнения, что здесь был исследован своеобразный памятник, оставленный двумя исчезнувшими народами и отразивший формирование Черняховской культуры. Он свидетельствует не только о высокой культуре местных племен, но и о большой плотности населения в этом регионе. Проведенные на Пруте раскопки привели к открытию своеобразного «города мертвых», сооруженного и действовавшего в течение III–IV веков нашей эры. Его открытие однозначно подтвердило полиэтничность варварского населения данной эпохи и показало прямую связь позднесарматской и Черняховской культур — двух народов, казалось бы, навечно пропавших в бурных волнах исторического процесса. Да, они действительно исчезли с политической карты мира, но исчезли не бесследно. Эти культуры оставили свои следы не только в генах и языках современных народов, но и в земле Юго-Восточной Европы. Земля надежно хранит их огромные и удивительные «города мертвых», но изредка все же позволяет исследователям узнать о них и заглянуть в прошлое. Нам в этом отношении повезло!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: