Как готовиться к выступлению
Допустим, вам предстоит прочитать доклад. С чего же начать? Прежде всего, с анализа аудитории. Кто к вам придет – молодые или в годах, образованные или нет, гуманитарии или технари, преимущественно женщины или мужчины? Национальные и религиозные особенности, уровень амбициозности… – тут важно все. Подобное предварительное знакомство с составом аудитории не только поможет правильно обозначить тему и выстроить композицию, но и подскажет, как себя вести. Стиль, степень популярности изложения, выбор лексико-фразеологических средств и ораторских приемов будут различны в случаях, если перед вами сидят сотрудники с научными званиями или рабочие-мигранты.
Затем определите цель: она должна быть ясна как вам, так и слушателям. Точно сформулируйте тему и обдумайте название, которое выразит ее суть и привлечет внимание зала, затронет интересы людей. Заголовки могут быть, например, призывными: «Дорогу молодым кадрам!» или рекламными: «Семь способов приобрести друзей в новом коллективе». И лучше, чтобы призывы были конкретными. Допустим, из двух вариантов: «Как поднять трудовую дисциплину» и «Борьба с прогулами в нашей компании» – предпочтительнее второй.
Рекомендую написать подробный конспект или даже полный текст предстоящей речи и несколько раз прорепетировать ее. Затем можно составить развернутый план с тезисами, цитатами, цифрами – именно он станет вашей палочкой-выручалочкой. Аудитория снисходительно отнесется к «подглядываниям в шпаргалку», но не простит, если вы станете читать «по бумажке».
Представьте, что вы актер, и отрепетируйте свою «роль» перед зеркалом, обратите внимание на привычные для вас жесты, сопровождающие речь (отбрасывание волос со лба, почесывание затылка, покачивание и т.д.). Это важно, поскольку поза, движения, мимика должны быть естественны и мотивированы содержанием. В таком случае они тоже работают на вас – позволяют удерживать внимание аудитории.
Психологи подтверждают: успех на 60 % зависит от того, как мы смотримся, на 30 % от того, как мы говорим, и лишь на 10 % от того, что мы говорим.