Цвет нации

Анатолий Степанов —————————————————————————————

Мы – Русские! (Правда о Чёрной Сотне)

Черносотенцы и их борьба с беззаконием и смутой

(печатается в сокращении)


Цвет нации

В сознании большинства наших соотече­ственников до сих пор существует превратное представление о черной сотне. Зачастую даже самые благонамеренные православные рус­ские люди стыдятся называть себя наследни­ками черносотенцев. Все это весьма при­скорбно. Ведь черная сотня в начале ХХ века была единственным вполне церковным право­славно-патриотическим политическим движе­нием. А потому если православный стыдится именовать себя “черносотенцем”, то это фак­тически равносильно тому, что он “стесня­ется” того, что в Бога верует и Родину любит.

Сегодня в России как нельзя более остро встала задача создания сильного православно-патриотического движения. Уже предприни­малось немало попыток, пока что, увы, безус­пешных, ее решить. Внимательный анализ того, как это делалось, подтверждает печаль­ную закономерность: зачастую мы повторяем те же самые ошибки, что и наши предшест­венники – черносотенцы. Потому так важно обратиться к опыту организации и функцио­нирования черной сотни. В современной си­туации он особенно ценен. Когда заводишь речь о черной сотне, нередко приходится сталкиваться с рядом стереотипов, внедрен­ных в национальное сознание многолетними усилиями либерального дореволюционного и советского агитпропа. Годами нам вдалблива­лось представление о черносотенцах как о наиболее отсталой, темной части русского на­рода, чуть ли не скопище всевозможных от­бросов общества.

Это – чудовищная ложь. Достаточно упо­мянуть имена таких видных деятелей черносо­тенного движения, как: один из крупнейших русских филологов, академик А.И.Соболев-ский, военный инженер, генерал-майор, герой русско-японской войны К.И.Величко, блестящий поэт и мыслитель В.Л.Величко, ученый-юрист, тонкий ценитель и знаток русской поэзии Б.В.Никольский... Стоит вспомнить и то, что в черносотенном движении принимали участие авторитетные священники и архиереи и даже крупные гос.деятели эпохи, которым формально было запрещено участвовать в политических пар­тиях: министр юстиции, а затем председатель Государственного Совета И.Г.Щегловитов, ми­нистр внутренних дел Н.А.Маклаков, князь Н.Д.Жевахов и другие, были, можно сказать, черносотенцами по духу.

Словом, костяк черной сотни состав­ляли представители национальной элиты, лучшие русские люди.

Черносотенцам облыжно приписывали ор­ганизацию и проведение еврейских погромов. Конечно, черносотенцы не симпатизировали евреям, и на то были вески основания. Рево­люция в России имела явно выраженное ев­рейское лицо. Так по подсчетам американ­ского историка А.Гойфман, которую трудно заподозрить в антисемитизме, в 1903 г. евреи составляли около 0,5% населения России и 50% всех революционеров. Поэтому неудиви­тельно читать в программе старейшей черно­сотенной организации “Русское собрание”, что еврейский вопрос должен быть разрешен особо от других национальных проблем “ввиду освященной талмудом и в то же время стихийно живучей враждебности еврейства к христианству и нееврейским национальностям и стремления евреев к всемирному господ­ству”. Но разрешен этот вопрос, по мысли черносотенцев, должен был быть не при по­мощи погромов, а мерами государственного регулирования...

Для непредвзятого исследователя ясно, что еврейские погромы возникли стихийно. Это был народный ответ на активное участие евреев в революции. Мало того, черносо­тенцы, даже если бы и захотели, не смогли бы организовать погромы по одной простой при­чине, все крупные погромы произошли еще до возникновения черносотенных организаций. После появления черной сотни было только два крупных погрома и оба – в Царстве Поль­ском, где у черносотенцев не было никакого влияния в силу малочисленности русского на­селения.

Черносотенцев обвиняли в политических убийствах и терроризме. Эти обвинения – верх цинизма. От рук подлинных убийц-террори­стов только за пять лет смуты в 1905-1910 гг. пали около 17 тысяч верных слуг Царя и Оте­чества. Сами черносотенцы отвергали убий­ства и террор как способ борьбы со своими противниками. Вот что говорили об этом ру­ководители черной сотни. Первый казначей Союза Русского Народа купец И.И.Баранов на допросе в следственной комиссии Временного правительства заявил: “Так как сам Союз Рус­ского Народа была организация идейная, то и средства достижения цели были чисто мир­ные; всякое насилие мы отвергали...” А один из вож­дей черной сотни В.А.Грингмут призы­вал свои единомышленни­ков: “Никогда не смейте об этом и думать, пом­ните, что всякий, кто борется за известную идею, никогда не бу­дет убивать, иначе этим он рас­пишется в том, что не верит в торжество своей идеи. Действи­тельно жизнеспособная, дейст­ви­тельно святая идея мо­жет оро­шаться кровью только своих приверженцев. Каждая но­вая жертва из наших рядов при­бли­жает нас к по­беде, но да бу­дет стыдно тому, кто подумает под­нять руку против своего врага: этим он на­ложит позорное пятно на наше святое дело! Мирным путем, устилая его нашими тру­пами и ни одной йоты не усту­пая из наших верова­ний, мы дойдем до нашей цели, мы одержим победу!”

Но наилучшим свидетельством нравст­венной высоты черносотенного движения яв­ляется благосклонное отношение к нему царя-мученика Николая II и святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Оба сих великих угодника Божия были членами черносотенных организаций.

Словом – черносотенцы, русский людей, поднявшихся на борьбу с беззаконием и сму­той, назвали их враги – революционеры-бого­борцы, для которых такое наименование было ругательным. Однако сами черносотенцы его не приняли. В.А.Грингмут в известной статье “Руководство черносотенца-монархиста” на поставленный им вопрос: “Почетное ли это название “черная сотня”?, без обиняков ут­верждал: “Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменщиков, и к этой славной черной сотне присоединился и князь Пожарский с верными Царю русскими боярами. Все они были настоящими “черносотенцами”, и все они встали, как и нынешние “черносотенцы-монархисты”, на защиту Православного Мо­нарха, Самодержавного Царя”.

Черная сотня возникла в самый разгар ре­волюционных беспорядков 1905 г. Однако по­пытки народной самоорганизации для проти­востояния беззаконию и смуте к тому времени уже имели свою, весьма поучительную, исто­рию. В 1881 г. после убийства Царя-Освобо­ди­теля Александра II, когда ор­ганы правопо­рядка пребывали в растерянности, в Петер­бурге была создана “Священная дру­жина”. Ее назначением была борьба с народовольческим террором. Организация просу­ществовала около года. Тогда власть собст­венными си­лами справилась с террористами. Одновре­менно в Москве по инициативе М.Н.Каткова и К.П.Победоносцева была соз­дана “Добро­вольная народная дружина” для охраны Госу­даря и членов Императорской Фа­милии во время их приездов в Москву. В нее входили верую­щие русские люди, в основном хоругве­носцы. В силу ограни­ченности своих задач эта орга­низация созывалась эпизодиче­ски.

К концу ХХ века стал явст­венно виден от­ход русского об­разованного слоя от истоков русской жизни: Православия, Самодержавия и Народности. Безверие, политическая фронда и космополи­тизм становились признаками хо­рошего тона в среде интеллигенции. Особенно пагубно это действовало на молодежь. В этих условиях в среде московских интеллектуалов возникла идея: в борьбе за умы молодежи объ­единить усилия тех, кто еще не порвал духов­ной связи с основами русского устроения. Так в 1890 г. появился журнал “Русское обозре­ние”, кото­рый поставил главной задачей “обо­зревать всю текущую действительность и все истори­ческое прошлое с русской точки зре­ния”. Вдохновителем журнала был великий русский мыслитель К.Н.Леонтьев. Именно люди, вхо­дившие в близкий Леонтьеву кружок моло­дежи (Л.А.Тихомиров, В.А.Грингмут, А.А. Александров, о.Иосиф Фудель, В.В.Розанов и др.), составили костяк журнала. В издании такого журнала были заинтересо­ваны и оказывали ему покровительство К.П.Победоносцев, министр народного про­свещения граф И.Д.Делянов. Дважды для под­держки журнала выделял деньги из личных средств Государь Император Николай II, один раз вдовствующая Императрица Мария Федо­ровна. Но редактор Анатолий Александров оказался никудышным организатором и хо­зяйственником. Благое дело было загублено. Однако свои плоды оно принесло. Москва в последующем стала, можно сказать, центром черносотенства. Здесь были одни из самых сильных организаций черной сотни.

Наконец, в октябре 1900 года в среде на­циональной столичной интеллигенции, убе­дившейся в той опасности, которую представ­ляла для русского дела космопо­литичность высших слоев рус­ского общества, возникла идея создать националистический кру­жок. Так возникло общество под названием “Русское Собрание”, устав которого был утвержден в конце января 1901 г. По сути. Это была первая черносотен­ная организация. По­началу она, правда, мыс­лилась как чисто просветитель­ское общество. Начавшаяся смута вынудила об­щество пе­рейти от чтения докла­дов и про­ведения лите­ратурных вечеров к активной по­литической деятельности. Была принята поли­тическая программа Русского Со­брания...

В апреле 1905 года в Москве был создан “Союз Русских Лю­дей”. Его костяк соста­вили представители древних аристо­крати­ческих фамилий. В уставе Союза Русских Людей его цель определялась так: “Содейст­вовать законными средствами правильному развитию начал Русской Церковности, Рус­ской Государ­ственности и Русского народного хозяйства на основах Православия, Самодер­жавия и Рус­ской народности...

Осенью 1905 г. по всей стране начали соз­даваться многочисленные черносотенные ор­ганизации: в Петербурге, Москве, Киеве, Тиф­лисе, Казани, Нижнем Новгороде, Курске и других городах и весях Империи. Народ под­нимался на борьбу со смутой. Но настоящим массовым движением стал “Союз Русского Народа”. Он был создан по инициативе на­стоятеля Воскресенского монастыря Новго­родской епархии игумена Арсения, который свел воедино доктора медицины А.И.Дуброви-на, художника А.А.Майкова, пе­тербургского купца И.И.Баронова и москов­ского мещанина К.К.Полторацкого. Первое собрание состоялось на квартире Баранова. 8 ноября 1905 года был создан Главный совет СРН, его председателем стал Дубровин.

Уже 21 ноября Союз организовал первый массовый митинг в Михайловском манеже. А 28 ноября вышел первый номер печатного ор­гана СРН газеты “Русское знамя”.

Согласно программным по­ложениям РСН, Православная Церковь должна сохранить гос­подствующее положение в Рос­сии. Только че­рез Веру, Бого­служение и Таинства можно ус­тановить прочное общение и единение Царя со своим право­славным народом. Выход из смуты виделся союзникам в ре­формировании церковно-госу­дарственных отношений, так чтобы основой церковного и го­сударственного строения стал церковный приход как право­спо­собная и дееспособная церковно-государ­ст­венная единица. Наи­высшего подъема чер­но­сотенное движение достигло в 1907-1908 гг. На тот момент оно было са­мым массовым об­щественно-политическим движением России. По подсчетам Департа­мента полиции в это время черносотенцев на­считыва­лось около 500 тысяч человек. Сами черносотенцы числили в своих рядах значи­тельно боль­шее количество – до трех мил­лио­нов.

Яркий пример силы тогдаш­них черносо­тенцев – Почаевский отдел Союза Русского Народа. Он был создан в августе 1906 года. Во главе отдела встал на­стоятель Почаевской Лавры ар­химандрит Виталий (Макси­менко). Это сразу подняло авто­ритет новой организа­ции. Через полтора месяца в составе отдела насчитывалось 10 тысяч членов. А в 1908 году – уже свыше 100 тысяч. В 1909 году делегация из Почаева при­везла в Петербург целый мил­лион подписей под –верноподданническим адресом. Такой успех черносотенных идей в Почаеве имел, конечно, свои специфические причины. Во-первых, Почаев находился, можно сказать, на передовой линии борьбы с католичеством, иу­даизмом и антирусским се­паратизмом поля­ков.

Во-вторых, черносотенцы добивались ус­пеха там, где во главе их организаций стояли авторитетные и инициативные лидеры, како­вым, несомненно, был игумен Виталий. В числе членов-учредителей самой массовой черносотенной организации – Союза Русского Народа – мы видим представителей дворян­ства, духовенства, купцов, почетных граждан, крестьян.

К 1917 году – начальному моменту вели­ких испытаний и потрясений – черносотенное движение оказалось в плачевном состоянии. Это был такой разящий контраст со временем подъема, с 1906-1980 годами, что просто диву даешься. Какие же факторы привели к тому, что широкое и мощное общественное образо­вание превратилось в жалкую кучку грызу­щихся между собой групп и амбициозных ли­деров?

Руководители черной сотни изначально мыслили свое движение как не­партийное. В.А.Грингмут ут­верждал, что “Союз Рус­ского Народа не какая-нибудь партия – он есть не что иное, как сам Русский Народ, объединив­шийся в общий многомиллион­ный союз на защиту своей Церкви, своего Царя и своей Ро­дины”. Это была трудная по­зи­ция, ибо монархическим полити­ческим пар­тиям нечего делать в самодержавном государ­стве. Но, потерпев поражение в открытом бою, враги России сменили так­тику и начали пле­сти вокруг Го­сударя масонскую паутину.

Черная сотня встала перед альтернативой: либо превратиться в обыкновен­ную парла­ментскую партию, т.е. фактически вклю­читься в игру на чужом поле и по чужим правилам, либо под водитель­ством священ­ников и архиереев сформировать при храмах что-то типа прообраза народного опол­чения.

Но в 1913 г. Св.Синод при­нял решение за­прещающее ли­цам духовного звания прини­мать участие в деятельности полити­ческих партий и движений. Ру­ководящие посты в черносотен­ных организациях вынуждены были оставить о.Иоанн (Восторгов), архиман­дрит Макарий (Гневушев), игумен Виталий (Максименко) и многие другие представители активной части духовенства.

В конце концов, черносотенное движе­ние все более и более политизировалось. Это, в свою очередь, привело к тому, что не­которые лидеры, “заигравшиеся в политику”, превратились, по сути, из охранителей в рево­люционеров, из монархистов в анархистов. Такова была судьба талантливых лидеров чер­носотенства Пуришкевича, монаха-расстриги Илиодора (Труфанова), Шульгина, Савенко, Бобринского.

Как это ни парадоксально, но у черносо­тенцев зачастую возникали непростые отно­шения со Священноначалием Православной Церкви, да и с некоторыми священниками. Это не может не удивлять – ведь черносотен­ные организации повсеместно провозглашали защиту Православия и Самодержавия своими главными целями. Но, увы, это так. С одной стороны, черносотенное движение поддержи­вали многие архиереи, священники и монаше­ствующие. Нередко местные отделы Союза Русского Народа и других организаций воз­главляли священнослужители. С другой сто­роны, скоро выяснилось, что в среде духовен­ства оказалось не­мало противников черной сотни. Они через либеральные газеты открыто осуждали идеи и прак­тические действия чер­носотен­цев, способ­ствуя формированию в об­ществе отрицательного мне­ния о черной сотне. Не правда ли, как это все напоминает день се­годняшний?!

Одной из серьезных причин расколов и упадка черносотен­ного движения стали козни выс­ших сановников и в целом бюро­кратии. Увы, к тому времени большинству слуг Царе­вых ду­ховно близки были либералы и совер­шенно чужды консер­ва­торы-черносотенцы. Правые, ко­нечно, не могли смириться с за­иг­рыванием правитель­ства и других чиновни­ков с врагами Самодер­жавия. Монар­хисты крити­ковали непоследо­ва­тельность прави­тельства, требо­вали от чи­новников либо пуб­лич­ного исповедания сво­его монархи­ческого мировоз­зрения, либо ухода в отставку. Однако прави­тельство вме­сто этого взяло курс на про­во­ци­рование внут­ренних неурядиц в черносо­тен­ном движении. Методы использовались самые разные. Власти налагали денежные штрафы на монархические изда­ния, запрещали собрания, угро­жали су­дебным преследова­нием. Вместе с тем при­ближали к себе гото­вых к компромис­сам ли­деров, выборочно вы­давали денежные суб­си­дии. Активно исполь­зовалось потворст­вова­ние страстям, прису­щим разным деятелям черно­сотенного движе­ния, особенно страстям тще­славия и сребро­любия. К сожалению, ак­тивно проводил такую политику и П.А.Столыпин.

Камнем преткновения для черной сотни стало отношение к Манифесту 17 октября и Государственной Думе. Их появление поста­вило черносотенцев в двусмысленное положе­ние. С одной стороны, как истинные сторон­ники Самодержавия, они не могли не отвер­гать любое поползновение на ограничение власти Царя, и Манифест положил тому на­чало. С другой стороны, Манифест дан самим Государем, а потому всякий черносотенец был обязан ему повиноваться. Эта коллизия стала одной из причин раскола крупнейшей черно­сотенной организации – Союз Русского На­рода. Амбиции лидеров и распыление сил – это, пожалуй, главная причина упадка черно­сотенства. Борьба вокруг различного понима­ния дарственной Думы, несомненно, усугуб­лялась амбициями лидеров, чем ловко воспользовались враги черной сотни. В результате, не смотря на громогласные заявления, так и не было создано единой организации. Черная сотня на всем протяжении своего существо­вания представляла собой множество мелких партий и групп. Более того, амбиции лидеров приводили к тому, что постоянно происходило дробление крупных движений.

Раздоры начались с трений между предсе­дателем Главного Совета СРН А.И.Дубро-виным и его товарищем В.М.Пуришкевичем. В результате последний, осенью 1907 года, оставил пост, а затем вышел из Союза. Вскоре групп бывших союзников создала Русский Народный Союз имени Ми­хаила Архангела, руководителем которой стал Пуришкевич. Устав новой организации отли­чался от устава СРН лишь тем, что признавал необходимость существования Гос. Думы.

Произошел раскол и в московском Рус­ском Монархическом Союзе. Эта организация была создана по инициативе В.А.Грингмута для объединения всех черносотенных групп и союзов Москвы. Однако после смерти Грин­гмута эту идею в полном объеме осуществить не удалось. А в 1913 году и так уже ослабев­шую организацию, которой руководил отец И.И.Востров, постигла участь СРН – из нее вышла группа В.Г.Орлова.

На потеху врагам России и Церкви черно­сотенцы начали поливать друг друга грязью, переманивать на свою сторону рядовых чле­нов движения. В междоусобную борьбу оказа­лись втянуты многие право-монархические организации и группы. Результатом этого стали еще большее падение авторитета черной сотни, сокращение численности организаций и союзов, закрытие части отделов СРН. Словом, черносотенцы уничтожали сами себя. “И как правительству опираться на нас, - с горечью писал архимандриту Макарию (Гневушеву) о. Иоанн Восторгов, - если мы сами друг друга едим”.

Последние попытки преодолеть пагубный раскол и объединиться были предприняты в самый разгар Мировой войны в 1915 г. Поло­жение на фронте было крайне тяжелым. В Думе был создан Прогрессивный блок, вклю­чивший все основные политические партии и группы. К нему примкнули даже некоторые известные правые деятели (В.В.Шульгин, В.А.Бобринский). В воздухе запахло антимо­нархическим заговором. В этих условиях прошли совещания монархистов в Саратове, Петрограде и Нижнем Новгороде. На них было сказано много слов о необходимости объединения всех правых сил в противовес Прогрессивному блоку. Однако единственным результатом этих совещаний стало создание Временного совета монархических съездов во главе с бывшим министром юстиции И.Г.Щегловитовым. На следующий день после Петроградского съезда сам Щегловитов с гру­стью писал старейшине черной сотни исто­рику Д.И.Иловайскому: “Как все у нас странно. В монархи монархистов только не­большая кучка”.

Следствие кризисов и расколов стал прак­тически моментальный и полный развал чер­ной сотни сразу после февральской револю­ции. После февраля 1917 ода против черной сотни начались репрессии Временного прави­тельства. Все черносотенные организации были запрещены, все печатные органы за­крыты. Но настоящий шквал репрессий на черносотенцев обрушился после захвата вла­сти большевиками. Многие руководители чер­ной сотни стали жертвами красного террора, погибли в застенках ЧК. В Петрограде были расстреляны А.И.Дубровин, Б.В.Никольский (его тело, по слухам, было брошено на корм зверям в зоопарке). В Москве – о. Иоанн Вос­торгов, епископ Селенгинский Ефрем, И.Г.Щегловитов, Н.А.Маклаков. В провинции – священномученик Гермоген (Долганов), А.С.Вязигин, П.Ф.Булацель, Н.Н.Родзевич. Погибших рядовых черносотенцев просто не счесть. В целом опыт создания в начале ХХ века русской национально-патриотической ор­ганизации выявил те слабости, которые явля­ются “ахиллесовой пятой” и современного черносотенного сопротивления: нелюбовь к организации и неспособность организоваться, неумение вести финансовые дела, излишняя доверчивость, приводившая зачастую к тому, что в движение проникали авантюристы, а по­рою и провокаторы, разрушавшие его.

***

Определяя смысл и значение черносотен­ного движения, один из его вождей Владимир Андреевич Грингмут писал: “Если бы Союз Русского Народа ограничивался лишь по­литической деятельностью, например, вы­борами в Государственную Думу, то значе­ние его было бы преходящим и времен­ным... Но Союз наш имеет несравненно более высокую и вечную цель – национальное, рели­гиозно-нравственное возрождение Русского народа, дабы сделать его столь сознательным и сильным, что ни внешним, ни внутренним врагам не могло бы даже придти в голову ка­кое бы то ни было покушение на славу, це­лость и державную мощь России. Эта задача до сих пор не выполнена. И сегодня она, как никогда, актуальна. А потому дело черносо­тенцев не устарело!



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: