РЭТ характеризуется широким набором психотехник, в том числе заимствованных из других направлений.
1.Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов. Психолог активно дискутирует с клиентом, опровергает его иррациональные взгляды, требует доказательств, уточняет логические основания и т.д. Большое внимание уделяется смягчению категоричности клиента: вместо «Я должен» — «Мне бы хотелось»; вместо «Будет ужасно, если...» — «Наверно, не совсем удобно будет, если...»; вместо «Я обязан выполнить эту работу» — «Я хотел бы выполнить эту работу на высоком уровне».
2. Когнитивное домашнее задание связано с самоанализом по «АВС-модели» и переструктурированием привычных
вербальных реакций и интерпретаций.
3. Рационально-эмотивное воображение. Клиента просят вообразить трудную для него ситуацию и свои чувства в
ней. Затем предлагается изменить самоощущения в ситуации посмотреть, какие изменения в поведении это вызовет.
4. Ролевая игра. Проигрываются беспокоящие ситуации, прорабатываются неадекватные интерпретации, особенно несущие в себе самообвинение и самоуничижение.
|
|
5. «Атака на страх». Техника состоит в домашнем задании, смысл которого в том, чтобы выполнить действие, которое обычно вызывает страх или психологические затруднения у клиента. Например, клиенту, который испытывает сильный дискомфорт при общении с продавцом предлагают зайти в крупный магазин со множеством отделов и в каждом отделе попросить показать ему какую-либо вещь.
КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД (А. БЕК).
Главная идея когнитивной психокоррекции А. Бека состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. В результате рождаются программы поведения. Человек выживает, получая информацию из окружающей среды, синтезируя ее и планируя действия на основе этого синтеза, т.е. вырабатывая самостоятельно программу поведения. Программа может быть нормальной (адекватной) или неадекватной. В случае когнитивного сдвига в переработке информации начинает формироваться аномальная программа.
Когнитивные искажения — это систематические ошибки в суждениях под влиянием эмоций.