Э. Дюркгейм)

Возникновение социологии как отдельной науки предполагало появление понятия «общество» и разработку теории общества благодаря познанию естественных основ социального порядка. Можно даже сказать, что социология как самостоятельная наука обязана своим возникновением изобретению понятия «общества», то есть его разработке в теоретическом плане и в общественном словоупотреблении.
Социология возникла из духа Просвещения и как реакция на Французскую революцию. Ее основной задачей стало понимание того, каким образом социальный порядок может подчинить себе беспорядок, частные интересы и агрессивность. Таким образом, она является продуктом определенного времени и общества, однако впоследствии сама стала воздействовать на социальную действительность. Социология создавалась как идеология современности. Она была связана с духовными и политическими течениями времени, но социальное мышление не обязательно должно было выражаться в виде «социологии». Это подтверждает целый ряд мыслителей, ученых, реформаторов общества, которые интенсивно занимались социальными вопросами, но ни в коей мере не считали себя «социологами». Здесь следует упомянуть лишь двоих из них: Алексиса де Токвиля, современника и соотечественника Опоста Конта, произведения которого «О демократии в Америке» и «Старое государство и революция» представляют интерес и сегодня, в то время как работы Конта по сравнению с ними выглядят несколько архаично; Карла Маркса, который иронизировал над социологией Конта, если вообще принимал ее всерьез: его

Социология: история и современность
исторический материализм стал величайшим вызовом для социологии.
«Дюркгейм называл себя рационалистом. Вебер поставил понятие рационально-легальной легитимации во главу своего анализа власти. А Маркс посвятил себя изучению того, что он называл научным (то есть рациональным) социализмом. Все основоположники социологической науки были детьми эпохи Просвещения».1
В XIX веке со словом «социология» связывали совершенно определенное интеллектуальное обоснование, которое, однако, не являлось безусловно единственным способом постановки вопроса о социальном порядке и его развитии. Сам вопрос: «Как возможен социальный порядок?» — стоял не в начале, а в конце развития размышлений о социальном.
По мнению Алена Турена, общественная мысль формиру-ется в точке пересечения понятий порядка и эволюции: «Именно так создавалась социология, и Опост Конт потому стал творцом социологии, что он отстаивает одновременно и прогресс, и порядок»2.
Социология — это определенный ответ на вопрос о социальном порядке, который направил в одно русло последующий анализ, но он не был единственно возможным. После появления этой специфической новой науки существовали и другие подходы к социальным проблемам, которые не считали себя социологией. В настоящее время объем того, что охватывает социология, значительно вырос и включает многие до сих пор альтернативные подходы, которые обознача-ются как направления или парадигмы.

Возникновение социологии как самостоятельной науки шло на фоне длительного социально-экономического и научного развития, последствия которого оказывают влияние и сегодня. Это развитие было обусловлено четырьмя предпосылками:
идеей «естественного» социального порядка, который обладает собственной рациональностью и поэтому не может быть подчинен «государству» как политически-институцио нальному порядку, а противостоит ему и считается отдель ным от него;
развитием рыночной экономики, носителем которой является не государство, а «гражданское общество»;
идеей историзма как основой интереса к смыслу и на правленности исторического процесса;
разработкой современной концепции науки и научного прогресса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: