double arrow

Как проглотить шпагу

В наше время шпагоглотателей уже не увидишь на аренах цирков. Исчез, и давно исчез, из цирковых программ этот поразительный номер. А когда-то в балаганах, на сценах, а то и просто на городских площадях можно было встретить десятки любителей глотать эти неудобоваримые предметы. Их имена гремели на манежах, и зрители, затаив дыхание, смотрели, как артист отправлял себе в глотку острые клинки — один за другим, а потом ещё ухитрялся с торчащими изо рта рукоятками выполнять акробатические трюки!

Глотанием шпаг чаще всего занимались факиры, и многие думали, что родина странного искусства — Индия. Но это совсем не так. Возникло оно в средние века в эпоху рыцарских турниров, когда холодным оружием владел и стар и млад. В те времена и появились первые шпагоглотатели. Значительно позже это искусство завезли в Индию, и оно сделалось достоянием факиров.

Стать шпагоглотателем было нелегко, да и не всякий на такое годился. Подобно другим факирским номерам, шпагоглотание требовало длительной ежедневной тренировки и огромной осторожности.

Большим мастером шпагоглотания был «последний русский факир» Дмитрий Лонго (на афишах он именовался «Таинственным факиром и дервишем Дмитриусом Лонго»). Его репертуар состоял из самых разнообразных номеров. Он прокалывал своё тело длинными иглами, мог ходить по горящим углям, лежать на гвоздях, кусать раскалённое железо, «пить» расплавленное олово. Особенно эффектным был номер, когда факир босиком поднимался по лестнице, в которой «ступенями» служили сабли, повернутые лезвиями кверху.

Искусству шпагоглотания Лонго начал учиться в семилетнем возрасте у бродячего артиста итальянца Лионелли, с которым потом работал. Как рассказывал сам Лонго, сначала его горло Лионелли приучал к щекотанию гусиным пером. Было мучительно, появлялось чувство удушья, но старый артист крепко держал ученика в руках.

После освоения этой стадии перешли к следующей. Лионелли выстругивал узкую деревянную рейку, густо смазывал её гусиным жиром и осторожно по многу раз вводил её в пищевод ученика. Деревянную рейку сменила более широкая и длинная пластинка из воска. Даже если бы такая восковая «шпага» застряла или сломалась в пищеводе, вреда это бы не принесло. И настало время (после полутора лет тренировок!), когда, наконец, в ход пошли стальные шпаги.

Сотни лет обстановка номера оставалась неизменной. Шпагоглотатель появлялся на сцене или на арене в блестящем костюме. Несложный реквизит состоял из набора шпаг, сабель, ятаганов и всевозможных кинжалов, укреплённых на щите, разукрашенном яркими флагами. На столике лежало несколько платков. Их назначение было непонятно публике. А дело в том, что шпагу можно глотать лишь слегка подогретой. Прикосновение холодного металла вызывает в горле спазмы. Для подогрева шпагу натирали платком. Эти движения факиры тоже часто обыгрывали, стараясь придать им «магический смысл».

Взяв шпагу (или плоскую саблю) и подогрев её трением, артист вводил острый конец себе в горло и, слегка постукивая пальцами по рукоятке, заставлял клинок медленно уходить в пищевод. Трюк повторялся, но, как говорили шпагоглотатели, уже «в один темп», то есть быстро. Проглотив так по очереди две-три шпаги, артист выполнял ещё более сложный трюк: проглатывал «в один темп» сразу четыре шпаги. Рекордным достижением являлось проглатывание одновременно шести шпаг!

После исполнения такой программы некоторые артисты делали ещё более эффектный трюк: брали старинное ружьё с трёхгранным штыком и заглатывали последний, держа ружьё над головой. Чтобы окончательно покорить публику, самые выдающиеся мастера заглатывали обычную тросточку, взятую у кого-нибудь из зрителей.

В конце прошлого века знаменитый шпагоглотатель Август с тремя проглоченными шпагами проделывал такое акробатическое упражнение (в цирке оно называется фордершпрунгом): прыжком становился на руки и снова на ноги!

Встречались факиры, умевшие заглатывать вилки, столовые ножи и даже ложки. А это ещё опаснее вследствие изогнутости столовых принадлежностей.

Для безопасности исполнения номера некоторые артисты надевали на острый конец клинка гуттаперчевый наконечник. Другие предварительно проглатывали плоскую металлическую трубку — своеобразный «проводник». И всё же искусство шпагоглотания оставалось опасным делом. Было немало случаев, когда артисты расплачивались жизнью за свои трюки. Коронный номер уже упоминавшегося Августа заключался в проглатывании тросточки с зажжённой электрической лампочкой на конце! В цирке гасили свет, и артист светился внутренним светом, как зажжённый фонарь. Однажды, когда Август стал извлекать трость из желудка, лампочка лопнула. Осколки стекла удалить не смогли, и артист погиб...

Первым русским шпагоглотателем был Иван Афиногенович Зайцев (Финогеныч, как чаще его называли). Выступать в цирке он начал с 1870 года в семилетием возрасте. И кем он только не был: акробатом, чревовещателем, дрессировщиком, фокусником, клоуном, куплетистом. Выступал в балаганах и на народных гуляньях. Тут-то он и демонстрировал ещё одну свою цирковую профессию — шпагоглотание.

Был у него замечательный номер. Зайцев проглатывал шпагу, и на эфес, торчащий изо рта артиста, укладывали пудовый чугунный шар! Несколько секунд Зайцев держал эту тяжесть. И вот во время выступлений в Москве произошёл трагический случай: ручка шпаги не выдержала, сломалась и стальной клинок провалился в пищевод. Артиста срочно повезли на извозчике в больницу. От толчков при езде по мостовой шпага опускалась всё глубже и глубже. Зайцев испытывал дикую боль. В больнице его пришлось подвесить за ноги, вниз головой. С большим трудом врачам удалось достать злополучную шпагу. При этом, как вспоминал Финогеныч, «крови вышло стаканов пять». После этого случая Зайцев уже никогда не занимался шпагоглотанием.

Заглотанная шпага проходит через гортань, затем — через пищевод и попадает в желудок. Рот и гортань — это 10-12 сантиметров. Пищевод — 25-28. Желудок — 20-22. В сумме получается 55-62 сантиметра. Такой длины шпаги артисты и применяли в своих номерах.

Надо заметить, что гортань, пищевод, желудок в нормальном своём положении прямой линии не составляют. Поэтому шпагоглотателю приходилось откидывать голову назад. Путь для шпаги спрямлялся, желудок растягивался в вертикальном направлении, и шпага легче проходила внутрь тела.

Престиж шпагоглотателей подорвала нечестность бродячих артистов. Те начали обманывать публику, применяя специальные шпаги, клинок которых складывался и прятался в ручке. Кое-кто из них привязывал искусственную бороду, куда уходила якобы проглатываемая шпага. Публика, конечно, скоро узнала про обман и перестала верить и настоящим шпагоглотателям. Чтобы вернуть доверие, им приходилось выступать с открытой грудью, а шпаги перед исполнением номера — предъявлять зрителям.

И всё-таки шпагоглотание было зрелищем малоэстетичным. Поэтому приверженцев этого жанра становилось всё меньше. В 20-е годы в нашей стране выступали всего два-три глотателя шпаг, сабель и штыков. Среди них были клоун Юстус и факир Дмитрий Лонго. За границей этот трюк держался дольше, особенно в Америке.

Удивительно, но факт: шпагоглотатели принесли огромную пользу медицине. Ведь именно они «подсказали» врачам, как можно исследовать гортань, пищевод, желудок и печень. Шпагоглотатели доказали, что внутрь человеческого организма можно без вреда вводить твёрдые трубки, резиновые зонды и даже электрические лампочки для освещения желудка.

Первое исследование свойств и состава желудочного сока, произведённое в 1777 году шотландским врачом Стивенсом, также было выполнено с помощью шпагоглотателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: