Кто виноват

Спасённые моряки ещё не подошли к родным берегам, а в Москве, по неистребимой советской традиции, уже начали поиск потенциальных ответчиков.

Не один год обвиняли в случившемся лишь главкома ВМФ адмирала флота Чернавина. Кто-то явно намеревался, используя факт катастрофы, учинить нечто аналогичное тому, что было проделано в отношении адмирала Кузнецова в 1955 году после гибели линкора «Новороссийск». Не вышло. Действительно, в гибели лодки обвинить конкретное лицо чрезвычайно трудно. Для этого корабль надо как минимум поднять, что по ряду причин, в первую очередь финансово-экономических, в настоящее время невозможно. Констатировать факты можно только в целом.

Статистика происшествий на атомных подводных лодках позволяет говорить о том, что все неприятности случаются в основном при возвращении на базу. Команда расслабляется и, вероятно, теряет бдительность, уходя мыслями на берег... А хорошего там мало. Известно, что быт подводников далёк от приемлемого. Гарнизоны моряков в Гремихе, Гаджиеве и Западной Лице застроены убогими пятиэтажками. Жилого фонда не хватает даже офицерам. Едва ли подводник будет спокоен на ходовой вахте в мыслях о семье, лишённой угла на берегу. Не так давно американские коллеги посетили заполярные гарнизоны россиян. Коммандеры и кэптены ВМС США силились понять, как офицеры подводных крейсеров стратегического флота России, несущих оружие глобального действия, могут жить в трущобах. Когда в 1968 году американский подводный атомоход «Сидрэгон» совершал непростой переход из Атлантики на Гавайи через малоизученный Канадский арктический архипелаг, в Пирл-Харборе моряков встречали заранее доставленные туда семьи с личными автомобилями. Естественно, и проблем с жильём у моряков не возникало. Известно, что с вновь назначенными командирами подводных ракетоносцев беседует лично президент США. С командирами российских АПЛ едва ли кто-то знаком вне стен Главного штаба ВМФ.

Можно сколь угодно долго спорить о том, был ли подготовлен в должной мере сменный экипаж «Комсомольца», но он до конца исполнил свой долг. Триумф «Комсомольца» обернулся трагедией в значительной степени из-за отрыва на те же 20-25 лет уровня техники и технологии судостроения от элементарной инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность военного моряка на берегу. До тех пор, пока суперкораблями управляют люди, лишённые крыши над головой и уверенности в дне завтрашнем, любой самый современный корабль ни от чего застрахован быть не может.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: