В книге содержится авторская концепция развития российского образования в условиях перехода человечества в постиндустриальную эпоху развития. Осуществлен комплексный подход к анализу развития образования как целостной системы — от дошкольного до послевузовского образования во всех его основных формах.
В книге содержится анализ парадоксов, доставшихся в наследство российской системе образования, и векторов ее дальнейшего развития в виде четырех ведущих идей, соответствующих четырем основным субъектам — «потребителям образования»: личности, обществу, производству (в широком смысле — как материальному, так и духовному) и самой системе образования. Соответственно, это идеи: гуманизации образования, демократизации образования, опережающего образования, непрерывного образования. Каждая идея развивается в совокупности принципов, выделенных по строгим основаниям их классификаций и условий их реализации.
ББК 7400 7456 |
ISBN-5-71148-080-X © Новиков A.M., 2000.
... Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин
|
|
Как уважаемый Читатель мог прочесть в названии книги, речь в ней пойдет о судьбах российского образования в «новой эпохе». Казалось бы, согласно общепринятому мнению, «новая эпоха» связана с наступлением нового, XXI века, нового, третьего тысячелетия. Но речь пойдет вовсе не об этом. Автор абсолютно равнодушен к так называемым «круглым датам». Ведь системы отсчета относительны. Для христианского мира это действительно «круглая» дата — новое тысячелетие. Но у представителей иудаизма совсем другое летоисчисление, у жителей Юго-Восточной Азии — другое, и так далее.
Так что дело не в этом. Дело совсем в ином. В том, что человечество уже достаточно давно — где-то лет двадцать— двадцать пять тому назад перешло в принципиально иную эпоху своего существования. Об этом мы будем говорить ниже. Но эта новая эпоха требует совсем иной, чем было до того, организации общества, его экономики, социальной, культурной его жизни, в том числе организации всей сферы образования.
«Суха теория... везде, а древо жизни пышно зеленеет!» — восклицает Мефистофель в «Фаусте» И.В. Гете* Нынешняя жизнь системы образования в России преподносит удивительное многообразие творческих поисков образовательных систем, моделей образовательных учреждений, содержания, форм и методов обучения и т.д. В то же время эта ярчайшая палитра практического опыта требует теоретического осмысления, обобщения, определенной классификации для того, чтобы выявить общие тенденции, перспективные направления развития системы образования страны.
Сегодня модно говорить и писать о реформе образования. А в книге речь пойдет именно о развитии. Почему?
|
|
«Реформа образования (общего среднего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего) успешно завершена», — пишут одни авторы. «Реформа образования еще не начиналась», — пишут другие. Кто же прав?
Думается, ни те, ни другие. Реформа идет. Мучительно, подчас подспудно, с трудом пробивая себе дорогу.. Началась она «сверху». Пожалуй, в 1988 году, когда в результате слияния трех образовательных ведомств в Гособразование СССР разом прекратился поток приказов, циркуляров, инструкций и других многочисленных указаний, направляемых из Москвы в учебные заведения. Так, автор как-то специально подсчитал, что только на союзном уровне и только в профессионально-технические училища бывший Госпрофобр СССР до 1988 г. направлял в среднем по 350 документов в год — по одному на каждый день, включая выходные! А еще были: республиканские комитеты, областные управления, органы народного контроля, прокуратуры и т.п.
И вот этот бумажный водопад разом иссяк: за весь 1988 г. в профтехучилища ушел всего один документ, что первоначально вызвало полный шок руководителей учебных заведений.
Затем была «Концепция общего среднего образования», разработанная Э.Д. Днепровым, В.В. Давыдовым, В.П. Зинченко, Б.М. Неменским, А.В. Петровским и многими другими участниками Временного научного коллектива «Школа» и вызвавшая широчайший резонанс во всей стране. Была «Учительская газета» В.Ф. Матвеева, был «новый хозяйственный механизм в народном образовании» (1989 г.) и т.д. В 1992 г. был принят прогрессивный в своей основе Закон РФ об образовании, который, кстати, во многом до рих пор не выполняется, а новая редакция Закона (1996 г.) была определенным шагом назад.
Но почти одновременно, также примерно с 1988 г., начала осуществляться реформа «снизу» благодаря, в основном, инициативе наиболее активных и дальновидных руководителей образовательных учреждений: стали стремительно разрастаться гимназии, университеты и академии, высшие профессиональные училища, общеобразовательные и профессиональные лицеи и колледжи, центры непрерывного образования, институты развития образования и т.д. — подчас несмотря на мощное противодействие властей — многие инновации руководи-
телями учебных заведений вводились и продолжают вводиться «тайком от начальства».
Идет реформа и сейчас. К сожалению, медленно. К сожалению, в основном «снизу». К сожалению, вперед продвигается сравнительно небольшая часть образовательных учреждений, возглавляемая прогрессивными руководителями, а многие другие учебные заведения еще пребывают в застойном состоянии. Но идет. Российская система образования, подобно сказочному барону Мюнхгаузену, сама себя за волосы вытаскивает.
В то же время развитие системы образования, очевидно, не сводится только к реформе. Реформа — это преимущественно революционный путь развития. Он безусловно необходим сегодня — новой стране нужна новая система образования. Но реформа как относительно резкое изменение устройства и функционирования образовательной системы будет затрагивать в основном ее организационные, правовые, экономические, управленческие аспекты. В то же время глубинные аспекты: дидактические, методические, воспитательные и т.д. относятся, наверное, к эволюционному развитию — они требуют перестройки сознания работников образования, накопления определенного опыта, переподготовки педагогических кадров и т.д. — на все это уйдут годы и годы. Кроме того, многие проблемы оказываются настолько сложными, что только сейчас, не в первый год реформ в стране мы начинаем осознавать их сложность, практически еще и не приступив к их решению.
|
|
Таким образом, в книге речь пойдет о развитии образования.
В настоящей публикации, представляемой на суд читателю, делается попытка, пожалуй впервые, рассмотреть перспективы развития системы образования как целостной системы, включающей все его подсистемы от дошкольного, общего среднего образования, начальной профессиональной подготовки молодежи до высшего и последипломного образования и во всех основных аспектах: содержательных, организационных, управленческих, финансовых и т.д. Надо признаться, что попытка эта была очень непростой: ведь до сих пор все публикации в области образования были посвящены либо, в подавляющем большинстве, проблемам общеобразовательной школы, либо проблемам начального профессионального образования, либо среднего, либо высшего и т.д. — порознь. Но по глубокому Убеждению автора новая система народного образования дол-
ясна стать единой. Хотя у каждой ее подсистемы, в том числе дошкольного, общего среднего, начального, среднего, высшего профессионального образования, а также последипломного, дополнительного, были и остаются собственные проблемы, своя специфика, но в то же время границы между ними по многим параметрам стремительно размываются.
Возможно, у автора были некоторые основания взяться за столь широкое научно-литературное полотно: автор когда-то преподавал в школе и техникуме, всю свою научную жизнь занимался проблемами научно-методического обеспечения профессионально-технического и среднего специального образования, подготовки и переподготовки кадров на производстве; в настоящее время преподает в ВУЗе и ИПК; руководит аспирантами и докторантами.
Поскольку в книге сделана попытка обобщенного анализа образовательной системы, то он требует и обобщенной терминологии. Так, по тексту мы нередко будем говорить о школе в обобщенном смысле — как об образовательных учреждениях всех типов и уровней, как о всей системе образования; также и об учителе, учителях, подразумевая при этом всех, кто учит и воспитывает.
|
|
В основу книги легли многочисленные статьи по вопросам развития образования, опубликованные автором в последние годы в журналах «Педагогика», «Магистр», «Профессионал», «Специалист», в «Учительской газете» и т.д., материалы предыдущих книг, циклы лекций, прочитанных в институтах и на факультетах повышения квалификации работников образования, а также обобщение опыта передовых образовательных учреждений и органов управления образованием многих регионов Российской Федерации, других стран СНГ и дальнего зарубежья.
Позиции автора подчас резко расходятся с общепринятыми мнениями, устоявшимися образовательными канонами. Автор, проработав всю жизнь в сфере образования, является ее горячим патриотом. Но сегодня одним «ура-патриотизмом» ничего не добьешься — нужен трезвый анализ достоинств и, особенно, недостатков, сложившихся к сегодняшнему дню. Только острокритический подход к стратегическим проблемам развития российской школы может подсказать пути выхода из кризиса и эффективность развития в новых социально-эко-
номических условиях. Поэтому в дальнейшем изложении материала не сглаживаются, а подчас и специально обостряются возникшие противоречия, не подбираются деликатные выражения в критике недостатков, часто приходится говорить о вещах, неприятных для тех или иных категорий работников системы народного образования.
Но при этом автор в свою очередь готов принять критику в адрес этой работы, за что заранее выражает благодарность читателям.
В то же время главная задача — не в критике сложившихся недостатков, а в том, чтобы проанализировать и предложить конструктивные идеи, принципы и условия развития системы российского народного образования, изложив их в определенном систематизированном виде*. Насколько удалось автору решить эту задачу — судить читателю.
В частности, краткая схема этой систематизации приведена в приложении.
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НОВОЙ ЭПОХЕ
О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!
А. Блок
Сегодня отечественное образование мучительно ищет новые пути преодоления кризиса.
Прежде чем рассматривать возможности и направления выхода из этого кризиса, попробуем разобраться в его причинах.
Причины кризиса можно объяснять по-разному. Наиболее часто в печати, выступлениях работников образования указываются такие причины, как: низкая заработная плата учителей и преподавателей, отставание образования от научно-технического прогресса, низкое качество подготовки молодежи, недостатки в его нравственном, трудовом воспитании и т.д. Кроме того, говорится о формализме в учебно-воспитательном процессе, проявляющемся в «педагогике мероприятий», о слабой материально-технической базе многих учебных заведений и т.п.
Конечно, все эти причины имеют место. Однако, если попытаться заглянуть поглубже, можно увидеть другие причины, более общие, так сказать, причины второго порядка, объясняющие недостатки всего народного образования в стране — и общего, и профессионального. Это — духовное обнищание общества как в бывшей командно-административной системе, так и в перестроечный и пост перестроечный периоды, снижение авторитета знаний; все еще остающееся тотальное огосударствление школы, остаточный принцип финансирования образования, «валовый», экстенсивный подход к его развитию и др.
Если попытаться проанализировать проблему в еще более общем виде, то все перечисленные причины станут лишь следствиями еще более общего доставшегося нам в наследство про-
тиворечия. Общество, когда-то начертав на своих знаменах девиз: «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех», как раз о каждом и забыло, занявшись переустройством, «развитием» (отнюдь не свободным) всех, т.е. «совершенствованием» общественных отношений, отбросив интересы личности и личность как таковую.
Еще в 40-х годах замечательный советский психолог С.Л. Рубинштейн писал: «... из учения о действительности, бытии выпадает человек. Он, очевидно, идет только по ведомству исторического материализма — как носитель общественных отношений; как человек он — нигде».
Нам с детства, как заклинание, повторяли: «Общественные интересы выше личных!» Но ведь общество состоит из личностей и общественного без личностного быть не может. Поэтому попытка «совершенствования» общества, общественных отношений без основного обязательного условия — свободного развития каждого человека — и скорчила нам уродливую историческую гримасу. Человек вместо высшей ценности стал лишь «первой производительной силой».
Таким образом, общая причина третьего порядка — подчинение человека якобы общественным интересам и, тем самым, дегуманизация, подчинение Человека служению научно-техническому и социальному прогрессу. Это явление называется технократизмом. Его основными чертами являются: примат средства над целью, частной цели над смыслом и общечеловеческими ценностями, символа над действительностью, техники над человеком и его духовностью. В технократическом мышлении сиюминутные потребности вытесняют разум, мудрость и нравственность. Для технократа не существует понятий совести, человеческих чувств и человеческого достоинства.
Технократическое общество производит духовно деформированные личности: на одном полюсе рядовой работник низводится до уровня некоего придатка машины, «винтика»; на другом — представители так называемой командно-административной системы — тоже закрепощенные люди, несвободные в своем поведении и своих решениях. Ведь они могут выполнять только те функции и принимать только те решения, которые установлены жесткими правилами системы. Следовательно, представители командно-административной системы не действуют и не могут действовать как свободные лично-
L
сти — они лишь играют роль социальных персонажей. И в том, и в другом случае человеческие способности остаются в большинстве своем невостребованными.
Административно-командная система требовала «винтиков» и отвергала личность. Вообще все личное — мнения, интересы, потребности — не только не поощрялись, но и всячески изгонялись из общественного обихода. Способности и умения ценились лишь в том случае, если человек «знал свое место» и «не высовывался». Работник должен был лишь олицетворять должность и функцию, ему, как правило, негде было проявить себя, свой талант и свои возможности. На предприятиях, в организациях и учреждениях скопился огромный избыток рабочей силы, который мы теперь имеем в виде скрытой и открытой безработицы — ведь зарплата руководителей предприятий в застойные годы прямо зависела от количества работающего персонала. Понятно, что это вело к необоснованному росту численности персонала. А, кроме того, запрещение совместительства раздувало штаты еще больше. Для оценки степени избытка рабочей силы можно привести такой пример. На однотипных морских судах, строившихся в ФРГ по заказу СССР, штатная численность команды составляла: в ФРГ — 9 человек, в СССР — 40 человек.
Пренебрежение к Человеку как к конечной цели и смыслу производства привело к тому, что реальность оказалась в вопиющем противоречии с официально провозглашенным принципом: производство для человека, а не человек для производства. На деле оказалось наоборот — человек стал служить производству. Техника возвысилась над ним, превратилась из смысла в цель. Наращивание объемов выпускаемой продукции не было связано с реальными человеческими потребностями. Страна буквально стонала под грузами миллионов тонн угля, нефти, стали, арсеналов вооружений. Планировалась лишь ближайшая экономическая эффективность трудовой деятельности людей. Человек оставался только средством для достижения стратегических хозяйственных целей — лишь как «человеческий фактор» экономики.
Но и в этом «человеческом факторе» не было возможностей развития — идея «всеобщего равенства» подавляла стремление практически любого человека к интенсивному и продуктивному труду и тем самым низводила образовательный уровень и
квалификационный статус работника к пустой формальности: как бы человек ни трудился, в конечном счете он не мог рассчитывать на получение справедливого вознаграждения. Но при этом он всегда был защищен постоянной работой и пусть низкой, но гарантированной заработной платой (зачастую им не заработанной). В результате десятилетиями развращалось массовое и индивидуальное сознание, формировались привычки обходиться самым малым, лишь жизненно необходимым, нищенское агрессивное сознание, менталитет холопа, которому все обязаны, он же не обязан никому и ничем. И ныне такое массовое сознание — один из главных тормозов развития России в новых социально-экономических условиях, который предстоит еще преодолевать долгие годы.
Таким образом, технократизм в огромной степени деформировал все сферы жизни общества. В том числе — систему народного образования, которое повсеместно, во всех звеньях — от дошкольных учреждений до институтов повышения квалификации и аспирантуры рассматривалось лишь как подготовка рабочего, специалиста к обслуживанию гигантской производственной машины.
В то же время объяснять нынешний кризис образования, как и всей экономической и социальной сферы жизни страны только пороками тоталитарного коммунистического режима, как это делают многие авторы публикаций, было бы неверно и несправедливо.
Во-первых, в годы советской власти в России (точнее, в СССР) был накоплен гигантский индустриальный потенциал: задача, поставленная большевиками в конце двадцатых годов: «Догнать и перегнать ведущие капиталистические страны по выпуску промышленной продукции», была выполнена: в 70-х годах СССР производил больше всех в мире угля, нефти и стали, выпускал в 15 раз больше США металлорежущих станков и зерноуборочных комбайнов, тракторов — в 6 раз, картофеля выращивалось больше, чем в США, Англии и ФРГ вместе взятых, и т.д. Не говоря уже о производстве огромных запасов вооружений. Другое дело, что таких объемов фактически не требовалось и большая часть продукции сгнивала на свалках. В стране выплавлялось металла в 3 раза больше, чем в США, но в магазинах не было бритвенных лезвий. Зато танков было больше, чем во всех других странах мира, вместе взятых. По-
головья скота было в 2 раза больше, чем в США, но в магазинах не было молока и мяса.
Россия в этот период подарила миру первые спутники и космические корабли, атомные электростанции и корабли, лазеры и волоконную оптику, порошковую металлургию и многое, многое, многое другое. Россия играла и играет ведущие роли в мире в области музыки, театра, литературы, изобразительного искусства, спорта и т.д. Не этот ли трагический период дал миру, человечеству К.С. Станиславского и В.Э. Мейерхольда, СМ. Эйзенштейна и А.А. Тарковского, К.С. Малевича и P.P. Фалька, Л.Д. Ландау и Н.Н. Семенова, СП. Королева и А.Н. Туполева и многих других гигантов, определявших культуру России и мира XX века. Каждый из них мог бы составить национальную гордость любой страны. И этого нельзя отрицать.
Так же как нельзя отрицать и определенных достижений в былые годы в социальной сфере: каждому жителю была гарантирована работа по специальности — чему откровенно завидовало население многих стран мира. Все были накормлены и одеты — была проблема достать продукты и товары, но она в общем-то решалась, правда, специфическими только для России способами. Была огромная сеть клубов, пионерских лагерей, санаториев и домов отдыха, практически каждая семья могла позволить себе поехать в отпуск на курорт и т.д. Да и по уровню и качеству образования наша страна занимала ведущие позиции в мире — это признают, в том числе, и многие западные эксперты. Просто в те годы система образования строилась и была весьма неплохо отлажена под нужды государственного и общественного устройства того времени.
В то же время подойти к объяснению причин нынешнего кризиса в нашем образовании можно с еще более общих, глобальных позиций. Дело в том, что мы привычно анализируем и оцениваем его по прежним меркам, а фактически мы живем в следующем столетии, новом тысячелетии, а точнее, в совершенно иной эпохе!
И дело здесь вовсе не в «круглых» датах, в начале XXI века и третьего тысячелетия. Дело совсем в другом — за последнее время, за последние два-три десятилетия мир изменился самым кардинальным образом, и мы живем уже довольно давно в этом новом мире. Что же это за новый мир?
На всем протяжении человеческой истории во всех странах, независимо от того, какой король правил или какая империя властвовала, была ли в стране республика, монархия, тоталитарный режим и т.д., подавляющая масса людей едва сводила концы с концами. Почти все ресурсы общества были направлены только на решение одной задачи — утоление голода. Для жизни населения была характерна очень высокая детская смертность, небольшая продолжительность жизни (в России, к примеру, до 1914 г. она составляла в среднем 26 лет), недостаточное и неполноценное питание, болезни, подверженность разрушительным стихийным бедствиям. Грязь, клопы, вши, тараканы и пр.
Конечно, в древних обществах были человеческие ценности и достижения культуры, многие из которых превосходят те, что свойственны XX веку. Вместе с тем, во избежание периодически возникающей идеализации «доброго старого времени» не следует забывать и о реальностях прошлой жизни.
С появлением индустриальных технологий ситуация начала в корне меняться. С нарастающей быстротой начались огромные перемены в материальной жизни людей. Лишь во второй половине драматического и трагического XX века индустриальная революция наконец решила глобальную задачу — накормить людей. С голодом в подавляющем большинстве стран мира, в том числе в России, было покончено. Повысилась калорийность и питательность пищи. Детская смертность снизилась, средняя продолжительность жизни резко возросла. Ликвидированы многие болезни, во многом нейтрализовано действие разрушительных сил природы.
И это произошло совсем недавно! Что необходимо помнить, когда, к примеру, сегодня сплошь и рядом раздаются упреки в адрес народного образования о перепроизводстве в стране в былые годы инженеров, техников, индустриальных рабочих — тогда общество решало другие задачи, чем те, которые стоят перед ним сегодня. Накормить людей могла только техника, технология. А поэтому было востребовано, в первую очередь, естественно-научное, технико-технологическое знание, и, соответственно, естественно-научное и технико-технологическое образование.
А вслед за этим в последние два десятилетия произошла Цепь событий, радикально преобразивших мир. Энергетиче-
ский кризис 70-х гг. Технологическая революция. Электронно-коммуникационная революция. Прекращение гонки вооружений и осознание человечеством того факта, что за последние 50 лет все без исключения войны, произошедшие в мире, оказались безрезультатными. Крах социалистической системы. Интеграция мировой экономики. Гигантские экологические катастрофы. Распад СССР — последней мировой империи, который болезненно отразился не только на России и других бывших союзных республиках, но вызвал огромную деформацию политических и экономических акцентов и интересов во всех регионах мира и самым тяжелым образом отразился на положении США, до сих пор бывших в условиях противостояния ведущей державой в мировой экономике и политике. Все эти события говорят о том, что мы неожиданно для себя оказались в совершенно новой эпохе. Установить точную дату перехода человечества в эту новую эпоху затруднительно. Некоторые авторы называют 1974 г., когда правительство США ввело так называемый «плавающий курс доллара», повлекший за собой огромные экономические, а вслед за этим и политические последствия, другие — распад в 1991 г. СССР, третьи — войну в Персидском заливе и т.д. Но это несущественно.
Важно лишь то, что в мире произошли коренные изменения. В том числе в экономической сфере. С достижением материального благополучия, с появлением изобилия продовольствия, одежды, обуви, бытовой техники, как следствие этого, появилась и распространилась по всему миру, также в последние два-три десятилетия, рыночная экономика.
Рыночная экономика определяется как экономика, ориентированная на потребителя. В центре рынка стоит потребитель. Основная цель любого производителя товаров и услуг — найти на рынке потребителя своей продукции, продать ему товар или услугу. Именно потребитель, используя находящиеся в его распоряжении деньги, оказывает в конечном итоге определяющее влияние на то, что производится и куда идут произведенные товары и услуги. Рынок является регулятором общественного производства. Через рынок происходит стихийное приспособление структуры производства товаров и услуг к объему и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т.е. решается
вопрос, что и в каком количестве производить. Рынок устанавливает, какие условия производства являются общественно необходимыми, стимулирует снижение издержек и рост производительности труда и технического уровня производства, определяя тем самым, как будут производиться товары и услуги, с помощью каких ресурсов и каких технологий. Наконец, рынок решает проблему — для кого производятся товары, услуги, каким образом распределяется национальный доход между различными слоями населения, обладающими разной квалификацией и т.д.
Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу предпринимательства, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу ценообразования, свободу выбора продавцов и покупателей. Другими словами, рыночная экономика — это саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Она обладает определенным порядком и подчиняется определенным закономерностям, без централизованного руководства обеспечивается сбалансированность спроса и предложения.
Вместе с тем, рыночная экономика имеет и недостатки. Во-первых, это определенные потери общественного труда, поскольку невозможно всегда точно определить общественные потребности и тенденции изменения спроса — затраты могут оказаться излишними. Во-вторых, стихийное колебание цен, предложения и спроса имеет следствием неустойчивость положения участников производства: с понижением спроса часть производителей вытесняется из данной отрасли, что означает разорение для предпринимателей и безработицу для наемных работников. В-третьих, поскольку товары и услуги направляются туда, где больше денег, рынок может предписать некоторым людям голодать, другим получать несоразмерные доходы. В-четвертых, рыночный механизм ориентирован на получение прибыли, поэтому он не может эффективно решать общественные задачи — социального обеспечения, образования, здравоохранения, науки, культуры, экологии и т.п. Все это приводит к необходимости определенного вмешательства общества, государства в экономическую жизнь, в основном в сфере потребления. Но и в сфере производства тоже некоторого
ограничения той экономической свободы, о которой говорилось выше.
Тем не менее, рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех существовавших форм организации общественного производства, как общечеловеческую ценность.
Коренным образом изменилась и идеология человечества. Ведь начиная с XVIII века, с эпохи Просвещения на протяжении двухсот лет основной идеей во всем мире, доминирующей силой и главным двигателем политики была вера в спасение человечества посредством справедливого общественного устройства. Она принимала различные формы и создала различные политические течения — социализма, коммунизма, фашизма или идеи «государства всеобщего благоденствия» сначала в Германии времен О. Бисмарка, а позже в Англии, США и многих других странах. Несмотря на принципиальные различия, общим у всех этих и многих других течений было то, что это была вера в построение такого общества, в котором его совершенство приведет к совершенству отдельного человека, что социальные акции способны создать идеальное общество, что посредством общественного устройства можно кардинально переделать Человека, превратив его в «нового Адама» — «Адама-социалиста», «Адама-нациста», «Адама-коммуниста».
И в начале XX века такие цели казались легко достижимыми. Почему, например, В.И. Ленин с легкостью заявлял, что «нынешняя молодежь будет жить при коммунизме!» (ему вторил Н.С. Хрущев в начале 60-х годов). Да потому, что в представлении большинства людей тех времен казалось, что достаточно накормить людей хлебом, каждому дать по одному костюму и одной паре сапог — и материальное изобилие будет достигнуто. Но жизнь оказалась куда сложнее. Оказалось, что с ростом благосостояния растут и потребности людей.
Таким образом, во всем мире за последние двести лет нового унифицированного «Адама» создать не удалось. То, что приемлемо для всех, то, что приемлемо для большинства, оказалось не прогрессивным и не гуманным. Стало, наконец, понятно, что все люди разные, люди различаются между собой больше, чем различаются общественно-экономические формации. Теперь все больше осознается та истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в
целом является сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность.
Переход человечества в новую эпоху существования вовсе не означает, что мир стал проще. Появились новые проблемы, развиваются мощные национальные движения во многих странах мира, причем не только в тех, которые раньше назывались «странами третьего мира», но и в развитых капиталистических странах: Бельгии, Великобритании, Канаде и в бывших социалистических странах — бывших республиках СССР, Югославии и т.д. Казалось бы, что с ростом благосостояния людей национальные различия должны были бы нивелироваться. На самом деле происходит обратное — эстонцы хотят жить как эстонцы, хорваты как хорваты и т.д.
Развивается международный терроризм, опасные религиозные течения.
Происходят быстрые изменения условий жизни и труда людей, нарастание стрессовых ситуаций. Отсюда резкий рост психических заболеваний, алкоголизм и наркомания, массовая импотенция и т.п.
В развитых странах Запада активно пропагандируется так называемая «теория золотого миллиарда» или, что то же, но с более неясным названием — теория «глобализации информации». За этим туманным названием кроется четкая позиция наиболее развитых 7—10 стран, население которых и составляет этот «золотой миллиард» — установить деление всех стран на три сорта: постиндустриальный («интеллектуальный», «информационный»); индустриальный; сырьевой, сельскохозяйственный.
При этом постиндустриальные страны — это якобы элита, которая производит «знания» («информацию») — в том числе научные знания, создает наукоемкие технологии и т.д. Она же будет определять «дозы» передачи этого знания всему остальному человечеству.
Вторая группа стран на основе переданной «информации» будет обеспечивать материальное производство, необходимое всему человечеству, но в первую очередь, конечно, первой элитной группе стран.
Третья, самая низкая группа стран будет производить сырье, сельскохозяйственную продукцию, довольствуясь ми-
2-1045
нимальным уровнем получаемой «информации» и минимальным уровнем жизни.
Теория «золотого миллиарда» активно пропагандируется и реализуется всеми средствами — финансовыми, военными, политическими, информационными и т.д., в первую очередь США, так называемой «семеркой» и НАТО.
Альтернативой «теории золотого миллиарда» является другой подход, прогнозируемый прежде всего ООН — это теория «глобализации экономики» или концепция «устойчивого развития», которая преследует иные цели. Здесь речь идет о развитии и возвышении в каждом человеке духовного и интеллектуального начала при удовлетворении разумных материальных потребностей всех людей планеты.
Причем следует подчеркнуть, что в обоих подходах России уготована ключевая роль. В первом случае — пассивная — как главного донора сырья в силу гигантских природных ресурсов и «зоны грязного производства» в силу огромной территории. То есть в качестве страны третьего и частично второго сорта. И нельзя отрицать, что есть силы, которые активно стремятся превратить Россию в такую страну. И в том числе, и далеко не в последнюю очередь, за счет ослабления нашей отечественной образовательной системы.
Во втором случае — как реального лидера нового альтернативного пути развития человечества. В первую очередь, за счет потенциалов, накопленных нашей страной в предыдущие десятилетия и столетия.
В новой эпохе существования человечества в мире существенно меняется и положение человека по отношению к материальному и духовному производству. Самой драматической является динамика взлета и падения класса промышленных рабочих. Со времен К. Маркса и Ф. Энгельса доля промышленных рабочих в общей численности занятого населения постоянно возрастала до 50-х годов XX века, когда они составляли более 50% занятых и они, их профсоюзы во всех развитых некоммунистических странах превратились в доминирующую политическую силу. Но с начала 1970 годов промышленные рабочие стали резко сдавать свои позиции и в настоящее время составляют всего около 20% занятого населения в США и Европе, а по прогнозам к 2010 году их доля вообще упадет до 5—10% рабочей силы.
Аналогичная судьба постигла и сельскохозяйственных работников, которые, к примеру, в США в начале XX века составляли 50% рабочей силы, а сегодня — менее 3%, а по прогнозам через 15 лет их число сократится еще вдвое. Таким образом, «синие воротнички» из ведущей экономической и политической силы общества в развитых странах Запада стремительно превращаются в низшие слои общества, которые по уровню образования не могут конкурировать с другими людьми и начинают создавать для общества определенные проблемы с обеспечением их работой, средствами социальной защиты и т.д.
Примерно та же участь постигла и класс «капиталистов-эксплуататоров». Всего совокупного богатства тысячи самых состоятельных людей Америки, например, сегодня не хватило бы для работы только одной её отрасли экономики на 2—3 месяца. Сегодня быть капиталистом стало непрестижно, а компаниями и фирмами, в основном, управляют наемные менеджеры.
В то же время стремительно растет другой, новый класс — класс образованных «интеллектуальных служащих» или, как его иначе называют — «класс людей знания». Этот новый класс в США, Японии, ряде других стран уже составляет более половины занятого населения.
Таким образом, возникло общество «интеллектуальных служащих», которых нельзя считать ни эксплуатируемыми, ни эксплуататорами. Каждый из них в отдельности не является капиталистом, но коллективно они владеют большей частью капитала своих стран через свои пенсионные, объединенные фонды и свои сбережения. Являясь подчиненными, они в то же время могут быть руководителями. Они и зависимы и независимы, поскольку прекрасно осведомлены, что знания, которыми они обладают, дают им свободу передвижения — в их услугах, будь то математик, программист, инженер, бухгалтер, секретарь, владеющий навыками работы на компьютере и знающий иностранные языки, нуждаются так или иначе практически все учреждения и предприятия. Для специалиста-компьютерщика, например, безразлично, где он работает — в университете или универмаге, в больнице, в правительственном Учреждении или на бирже — лишь бы была хорошая зарплата и интересная работа.
А это диаметрально меняет приоритеты — не столько наниматель диктует свои условия интеллектуальному служащему, сколько последний может диктовать условия нанимателю при поступлении на работу. А в целом класс «интеллектуальных служащих» играет все большую роль в экономике и политике.
Читатель может обвинить автора, что все ссылки на развитые страны Запада не имеют отношения к России и ее проблемам, поскольку... «нам до них далеко». Но автор со всей ответственностью утверждает, что Россия — самая богатая страна в мире. И не только по природным ресурсам, но и по гигантскому индустриальному и интеллектуальному потенциалу, и что она обладает всеми возможностями стремительного развития в рыночной экономике.
Зарубежные авторы динамику развития ведущих стран Запада за последние десятилетия характеризуют таким образом: индустриальное общество — деловое общество (в основе было отлаживание механизмов современной рыночной экономики, а движущей силой — предпринимательство) — интеллектуальное (постделовое) общество, о котором мы говорили выше. Россия сегодня находится, очевидно, при переходе от индустриального к деловому обществу. Но вполне вероятно, учитывая совершенно необычайную специфику нашей страны, процессы развития делового и интеллектуального общества в России могут пойти и параллельно. В любом случае, эти общемировые тенденции необходимо учитывать при разработке стратегии развития отечественного образования.
Таким образом, уже сегодня в развитии отечественного образования с учетом вхождения России в мировое экономическое сообщество необходимо учитывать, в том числе, следующие основные тенденции:
— в условиях рыночной экономики человек выступает активным субъектом на рынке труда, свободно распоряжающимся своим главным капиталом — своей квалификацией. В настоящее время для значительной части трудоспособного населения России, да и части молодежи крайне трудно преодолеть психологический барьер перехода из позиции наемного государственного работника к позиции активного субъекта на рынке труда — что надо самому искать достаточно высокооплачиваемую работу, что можно одновременно работать в нескольких
местах и т.д. — самому принимать решения трудно — свобода выбора пугает людей, привыкших жить в тоталитарной системе;
— в условиях рыночной экономики в силу чрезвычайно
высокой подвижности ее конъюнктуры каждому человеку при
ходится не только часто менять место работы, но и неодно
кратно менять профессии. Это требует, во-первых, сломать у
нас, россиян, психологический стереотип, когда хорошим ра
ботником считался человек, десятилетиями проработавший на
одном рабочем месте. Потеря работы у нас пока большинством
населения оценивается как личная трагедия, хотя, как пока
зали социологические исследования, в 95% случаев человек,
потерявший работу, но активно её ищущий, спустя какое-то
время устраивается на новую более интересную работу с более
высокой заработной платой. Во-вторых, в этих условиях мо
лодежь должна получать такое базовое образование, которое
будет позволять ей относительно легко осваивать новые про
фессии в будущем — образно говоря, образование должно стать
конвертируемым;
— если прежде основную роль играли природные ресурсы
страны, давая тем или иным странам сравнительные преиму
щества в системе мирохозяйственных связей, то ныне на пер
вый план выдвинулся уровень развития людских ресурсов —
знание, творчество, мастерство, умение в широком смысле сло
ва. Уже в ближайшие десятилетия, когда перед мировым со
обществом встанет множество новых, ранее неизвестных, но
острейших проблем, роль знаний и творчества, без которых
их не решить, неизмеримо возрастет. На переднем плане ис
торической сцены окажутся те страны, те народы, которые
будут способны обеспечить более высокий уровень образован
ности, воспитанности и мастерства людей во всех его проявле
ниях, способности к поиску;
— накопление знаний, развитие науки, создание новых тех
нологий и наукоемких производств неизбежно повышает тре
бования к общеобразовательному уровню и профессиональной
квалификации каждого отдельного работника, все более сме
щая акцент на развитии его духовных способностей как не
пременное условие способности к труду. В структуре рабочей
силы в целом происходит сдвиг в том же направлении, т.е.
доля работников умственного труда возрастает, а доля работ-
I
ников физического труда убывает с одновременным изменением содержания самого труда;
— в мире происходит резкое, во много раз, сокращение чис
ла менеджеров среднего звена — в нашем понимании — на
чальников участков, мастеров, сменных инженеров и т.п. Так,
на заводах одной из ведущих американских автомобилестро
ительных фирм «Крайслер» 10—15 лет тому назад соотноше
ние менеджеров среднего звена к числу рабочих составляло
1:20 (сокращение началось еще раньше), сейчас оно составляет
1:50, в недалекой перспективе планируется 1:100. Фирмы
ориентируются на самостоятельность каждого работника, его
самозанятость, работу в малых самоуправляемых командах.
Самостоятельность в решениях становится одним из главных
требований, предъявляемых к специалисту. Причем в этих
условиях предпочтение отдается людям с более высоким
уровнем образования, в том числе даже для работы на кон
вейере;
— одно из основных структурных изменений производства
заключается в преимущественном развитии малого бизнеса и
малых предприятий. В том числе малые предприятия создают
более 40% новых рабочих мест. Кроме того, наблюдается еще
одна тенденция этого плана: многие крупные фирмы и ком
пании, сохраняясь как целое, дробят свои внутренние струк
туры на относительно самостоятельные мелкие фирмы — по
принципу, как это у нас раньше называлось, полного внут
реннего хозрасчета;
— уровень производительности труда в промышленности и
сельском хозяйстве в развитых странах таков, что для полного
обеспечения населения продовольствием и промышленными
товарами требуется все меньше рабочей силы. Происходит ее
постоянный отток из индустриальной сферы в сферу обслужи
вания, банковское, страховое дело, инфраструктуру, в сферу
культуры, в социальную сферу. Очень показательны два таких
факта. Дом престарелых в Финляндии — на 70 пациентов
приходится 270 человек обслуживающего персонала! В Дании
работающим предлагается годичный оплачиваемый отпуск с
сохранением заработной платы с условием, что они уступают
на этот год свое рабочее место тем, кто давно является безра
ботным. То есть экономически развитое общество может по
зволить себе роскошь такой социальной защиты людей;
— создание каждого нового рабочего места в странах Европы, США и Японии обходится около 1 млн долларов. Государству часто проще постоянно платить безработным достаточно большое пособие, чем создавать новые рабочие места. При этом всячески приветствуется и экономически поощряется самозанятость, когда безработные себе сами создают рабочие места, организуя малые предприятия — семейные кафе, прачечные, занимаясь народными ремеслами, розничной торговлей и т.п.
А главная же перспектива развития образования заключается, очевидно, в том, что в не столь отдаленном будущем образование должно будет измениться больше, чем за все триста с лишним лет, происшедших с момента возникновения, в результате развития книгопечатания, школы современного типа.
Общество, в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики, предъявит новые жесткие требования как к общеобразовательной, так и к профессиональной школе. Общество, в котором будут преобладать интеллектуальные работники, предъявит новые и еще более жесткие требования к социальной деятельности и социальной ответственности людей. Уже сегодня необходимо заново осмысливать, что такое образованный человек.
Уже сегодня вместо понятия «профессионализм» все чаще начинают использоваться понятия «образованность» и «компетентность». Общество все больше нуждается в широко образованных людях. Конечно, в любом деле важен профессионализм. Но между тем само это слово привычно соединяется со словом «узкий». Такова природа профессионализма — чем он выше, тем уже. Образованность же наоборот — чем выше, тем шире. Высокообразованный человек — это не только безукоризненный специалист в своей области, но и человек, уверенно ориентирующийся в других сферах науки и культуры, знающий отечественную и мировую историю и литературу, философию, социологию, владеющий несколькими языками и т.д.
Высокообразованные люди нужны любому коллективу профессионалов, который хочет добиться результатов, конкурентоспособных на мировом рынке. И, в том числе, наше отставание во многих отраслях связано и с тем, что подлинно образованных людей не хватает. И эта нехватка ощущается все острее и острее.
Когда говорят о профессионализме, то в первую очередь подразумевается владение тем или иным человеком технологиями — будь то технологии обработки материалов, бухгалтерского учета, конструирования машин, выращивания урожая или строительных работ.
Компетентность же подразумевает помимо технологической подготовки целый ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Это, в первую очередь, такие качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться. Это гибкость мышления, наличие абстрактного, системного и экспериментального мышления. Это — умение диалога и коммуникабельность, сотрудничество и т.д. Над собственно профессиональной — технологической подготовкой вырастает огромная внепрофесси-ональная надстройка требований к специалисту.
Таким образом, можно заключить, что отечественное образование должно стать иным принципиально.
С одной стороны и в первую очередь, очевидно, необходимо отметить то обстоятельство, что для построения новой системы образования — как общего, так и профессионального, решающее значение имеет общая социально-экономическая обстановка в стране, определяющая реальную востребованность образования и его приоритетность, реальный престиж образованности, профессионализма и компетентности всех членов общества. Именно востребованность образования со стороны экономики, социальной и культурной сферы позволит перейти от лозунгов и теоретических рассуждений к построению новых эффективных образовательных систем, удовлетворяющих запросы как личности, так и общества и его экономики. И эти изменения уже происходят сегодня. Об этом говорит и такой факт, что, к примеру, быстро развивающиеся коммерческие структуры, всего несколько лет назад комплектовавшиеся кад-. рами из числа родственников, друзей и знакомых, теперь начинают их активно вытеснять, набирая себе профессионалов. Об этом говорит и резкое увеличение в последние годы наплыва молодежи в ПТУ, техникумы, ВУЗы, вплоть до аспирантуры и докторантуры.
Кроме того, очевидно, в недалеком будущем, будет, наконец, востребован и огромный образовательный интеллектуальный потенциал взрослого населения. Ведь при плохой работе государственных предприятий в былые годы, да еще и сегодня производство не могло и не может использовать сравнительно высокий уровень капиталовложений в образование, достигнутый российским обществом ранее (а этого нам нельзя отрицать, так же как не отрицают этого и западные эксперты". И при перестройке всего производственного сектора России эти капиталовложения в человеческие ресурсы, несомненно, в перспективе дадут о себе знать, принесут свои плоды.
С другой стороны, сама образовательная сфера может и должна поддержать жизненно необходимые для России преобразования, определяющие ее дальнейшую судьбу. При этом сама образовательная сфера должна потребовать у общества, государства такой же поддержки и по отношению к себе.
Причем эти требования должны выражаться, наверное, не только в отношении традиционных и довольно примитивных аспектов увеличения ассигнований на образование из государственного бюджета и повышению заработной платы его работникам без каких-либо гарантий эффективной отдачи этих капиталовложений, а в коренном изменении механизмов взаимодействия государственных и общественных институтов со структурами образования, о чем мы подробно будем говорить ниже.
И наконец, с третьей стороны — это необходимость глубоких преобразований внутри самой образовательной сферы. Новое общество, естественно, не востребует старое образование. Но его внутреннее развитие в новых условиях сдерживается по целому ряду причин. В том числе основная причина — это прочно засевшие в головах работников образования прежних стереотипов, давно уже ставших парадоксами, от которых страшно, боязно, непривычно отказаться, а над некоторыми люди часто и просто не задумываются. Но без их преодоления продвижение к новым рубежам просто невозможно. Что же это за парадоксы?
Например, по признанию зарубежных ученых, многие выпускники наших учебных заведений отличаются независимостью мышления, более широким кругозором и широтой видения проблемы, умением находить взаимосвязь между различными дисциплинами, чего западным специалистам зачастую не хватает.
Парадокс первый: «спасибо государству». При чтении лекций перед работниками образования постоянно приходится сталкиваться с широко бытующими заблуждениями о том, что государство «учит» нас, наших детей. А каждый молодой человек «обязан учиться», раз государство тратит на него деньги. А раз «государство выучило» того или иного человека на какую-либо специальность, к примеру учителя, то он «обязан работать по полученной специальности». И если он поменял по какой-либо причине работу, то государство «зря потратило деньги», а этот человек заслуживает всяческого осуждения. Такого рода заблуждения, прочно засевшие в нас, — они все из той же «песни» — «спасибо партии за счастливое детство». Происходят они от былого отождествления общества и государства, выгодного тоталитарному режиму.
Сегодня необходимо взглянуть на эти вопросы с точки зрения нормального здравого смысла. Дело в том, что учит своих детей и учится сам каждый трудящийся на свои собственные деньги. Любой работающий человек — налогоплательщик, он платит налоги — это его недополученная зарплата. А государство как организационный аппарат общества, машина — должно лишь разумно распорядиться этими средствами, получаемыми от налогоплательщиков, целесообразно распределяя их на нужды общества — на образование, здравоохранение, оборону и т.п. И каждый из налогоплательщиков вправе спросить — насколько разумно потрачены его деньги?
В былые годы эти деньги очень часто тратились просто неразумно — на «переброску стоков рек», на создание завалов металлолома из технологического оборудования, закупаемого на валюту за рубежом и т.д. Но и сегодня деньги налогоплательщика по большей части уходят на содержание гигантской армии и военно-промышленного комплекса, содержание нерентабельных предприятий, огромного аппарата госбезопасности и органов внутренних дел. В то же время на все образование вместе с наукой, культурой и здавоохранением наше государство направляет всего крохи от своего бюджета.
Но учиться — это не обязанность, а, наоборот, право каждого человека — ребенка, подростка, юноши или девушки (кроме обязательного начального образования — так, по крайней мере, записано во Всеобщей декларации прав человека). Насильственное образование безнравственно! Другое дело, что тя-
желая педагогическая обязанность работников образования — сформировать у молодежи потребность в обучении, получении качественного образования.
Теперь рассмотрим тот случай, когда молодой человек окончил школу, затем ПТУ, лицей, колледж, техникум или ВУЗ и не пошел работать по полученной специальности. Так ли это плохо и плохо ли это вообще? В былом «социалистическом», а точнее в данном случае будет сказать — технократическом обществе, государство стремилось каждого человека приставить к производству, сделать из него «винтик» гигантской производственной машины. Вспомним: «Первая производительная сила есть рабочий, трудящийся». В этой логике и сформировались установки на то, что специалист обязан был отрабатывать не менее трех лет по месту распределения после окончания любого профессионального учебного заведения, что являлось грубейшим нарушением той же Всеобщей декларации прав человека.
В то же время в гуманистическом обществе, как противоположности технократическому, Человек — высшая ценность. Не человек на службе производства, научно-технического прогресса, а наоборот, последние на службе Человека. В этой новой логике государство обязано предоставлять возможность каждому гражданину получить общее и профессиональное образование, которые одинаково нужны для полноценного развития и самоутверждения личности. Ни общее образование без профессионального, ни профессиональное без общего не могут сформировать полноценного человека: это две стороны одной медали.
Но получив общее и профессиональное образование,человек сам вправе решать — куда пойти работать. Во всем мире примерно 42% выпускников профессиональных учебных заведений меняют профессию в течение первых двух лет после окончания учебы. И это считается нормальным явлением — молодежи свойственно искать себя. Так что, как видим, права и обязанности в новых условиях нередко меняются местами.
Парадокс второй — «школа готовит к жизни...». Эта фраза настолько часто произносится и пишется, что над смыслом её Уже мало кто задумывается. Причем школа здесь подразумевается в самом широком смысле — и общеобразовательная Школа, и все послешкольные образовательные учреждения.
Но ведь образование — это не только подготовка к жизни, это прежде всего сама жизнь ребенка, подростка, юноши, девушки с её особенностями, привлекательными и отталкивающими сторонами, законами, принципами и нормами поведения, ценностями и т.д. Образование — это мир человека, и он должен быть достойным его, чтобы, находясь в нем, человек мог улучшать и мир, и себя в нем. Другими словами, образование — это одна из важнейших сфер и одно из наиболее значительных средств самореализации личности.
Вопрос состоит не только в том, чтобы признать справедливость этого суждения. Главное в другом: превратить образование из выполняющего исключительно инструментальную роль (подготовка к труду, профессии, семейной жизни, восприятию искусства и т.п.) в сферу социума, имеющую самоцельную и самоценную направленность. Важно сформировать такую образовательную среду человека, в которой ему будет интересно и комфортно. В конечном итоге подобная трансформация образовательной сферы позволит решать и её инструментальные задачи, но они окажутся не самодовлеющими, а будут органично вплетены в ткань полноценной жизни человека.
Таким образом, необходимо переосмысление всем обществом образования как явления, социального института и социальной сферы. Это переосмысление обусловлено постановкой простого вопроса: если образование, заполняющее все детство и молодость человека, только подготовка к жизни, то когда же жить, а не собираться это делать?
Поставленный вопрос не простой и не риторический. Он весьма серьезен. От подхода к нему зависит функциональное рассмотрение той или иной образовательной подсистемы. Либо она готовит к какому-то дальнейшему этапу образования, к какой-то конкретной деятельности (бытовой, трудовой, семейной, досуговой и т.д.), и тогда нужно исходить из потребностей последующего этапа образования и жизни. Фактически так сейчас и происходит.
Либо каждая образовательная подсистема решает прежде всего собственные задачи, связанные с развитием личности, её социализацией, созданием условий для самореализации человека на данном жизненном этапе, разумеется, при этом не забывая и о дальнейшем его жизненном пути.
Но пока мы однозначно имеем дело с первым подходом. Даже в структуре образовательных ступеней. Действительно:
— дошкольное образование. Парадоксы заложены уже в са
мом названии этой ступени. Во-первых, в названии образова
тельной программы содержится название одного из учебных
заведений — школы. Во-вторых, само название прямо указы
вает на то, что эта ступень образования является как бы вспо
могательной, подготовительной для следующей образователь
ной ступени, что основная цель её — интенсивная подготовка
ребенка к обучению в школе. Сегодня в детском саду форсиро
ванная подготовка к школе фактически вытеснила специфи
ческие формы деятельной жизни ребенка. Но эта ступень об
разования должна стать самоценной ступенью единой образо
вательной системы, направленной на развитие специфически
детских видов деятельности.
Причем и система образования, и общество, государство в целом явно недостаточно уделяют внимания этому этапу развития человека. Ведь, как показывают исследования, половину всей информации, которую может вобрать в себя за всю жизнь человек, он накапливает к 7-ми годам. А различия в интеллектуальных, художественных и других способностях у детей проявляются уже в возрасте 10 месяцев и зависят главным образом от того, как и сколько семья занимается развитием ребенка, начиная с рождения;
— общее образование. Пожалуй, наиболее удачно и полно
суть этой образовательной программы (ступени) может быть
раскрыта через содержание понятия «общий» по Словарю рус
ского языка СИ. Ожегова. Там оно имеет шесть значений:
1. Принадлежащий, свойственный всем, касающийся всех.
2. Производимый, используемый совместно. 3. Свойственный
кому-нибудь одновременно с кем-нибудь другим, взаимный.
4. Целый, весь. 5. Касающийся основ чего-нибудь. 6. Содержа
щий только самое существенное, без подробностей. Если сле
довать этому определению, то содержание общего образования
должно быть принадлежностью всех (первое значение), тогда
оно будет позволять людям понимать друг друга, даже имея
разные специальности, и согласовывать, координировать свои
действия (второе и третье значение); оно должно давать моло
дежи целостную, полную картину мира и своего места, своей
роли в этом мире (четвертое значение), раскрывая при этом
лишь Основы наук и деятельности (пятое значение), не вдава-
яеь в подробности (шестое значение).
Но если указанная ступень образования всеми признается как общее образование, то почему тогда его содержание все больше специализируется, или, как принято говорить, профилируется? И это профилирование спускается все ниже, во все более младшие классы. А введение в базисном учебном плане и проектах стандартов так называемых «образовательных областей»* вместо четкой предметной структуры вообще создает условия для размывания целостности общего образования — ведь дело же может, в конечном итоге, дойти до того, что в мире, где наука все больше проникает во все сферы жизни, люди вообще перестанут понимать друг друга. А причина здесь все та же — ведь общеобразовательная школа, о чем мы будем подробно говорить ниже, до сих пор целиком ориентирована на подготовку молодежи к поступлению в ВУЗ. То есть и эта ступень не самоценна сама по себе, а является лишь вспомогательным, подготовительным звеном для последующего продолжения образования. И содержание обучения профилируется в соответствии с профилями ВУЗов, для которых и осуществляется подготовка;
— профессиональное образование: начальное, среднее, высшее. В самих названиях этих образовательных программ (ступеней, уровней) содержится как бы преемственность, последовательность: есть начало, есть середина, есть вершина. Наверное, было бы хорошо, если бы вся молодежь последовательно продвигалась по этим ступеням**. Но сегодня пока это не так. Для многих начальное профессиональное образование становится конечным. Получить начальное образование в 17—18
* Примечательно, что при введении этого понятия в образовательный обиход, никто — ни ученые, ни чиновники — не удосужились дать более или менее четкого его определения. ** В самих названиях этих образовательных программ в Законе РФ об образовании также содержится определенная неточность. Все они отнесены исключительно к профессиональному образованию. И это неверно. В ВУЗе дается не только профессиональное образование, но и продолжается общеобразовательная подготовка, которая является неотъемлемой частью высшего образования. Более того, сейчас все больше говорят о необходимости общего высшего образования. Можно привести и убедительный исторический пример: Царскосельский, впоследствии Александровский лицей, который подарил России и А.С. Пушкина, и многих премьер-министров, министров иностранных дел, пять министров просвещения, многих других российских государственных деятелей, был учреждением именно общего высшего образования.
Аналогично среднее специальное образование было переименовано в среднее профессиональное. Но исторически под средним специальным образованием скрывалось лишь сокращенное название полного общего среднего плюс специального образования. Впоследствии полное общее среднее образование стали давать и профессионально-технические училища.
лет еще вроде бы и ничего. Но представим себе, к примеру, высококвалифицированного слесаря-инструментальщика пенсионного возраста, профессора своего дела, на изготовляемой технологической оснастке которого подчас держится целый завод — и у него «начальное» образование?! Явная несуразица. Кроме того, у иностранцев из любых стран это название вызывает полное недоумение — во всем мире словосочетание «начальное образование» подразумевает 6—7-летних детей — и у иностранцев сразу возникает вопрос — как можно в таком возрасте обучать профессиям? Тут напрашивается другой подход. Ведь ПТУ и техникумы — это, по сути, один тип среднего профессионального учебного заведения (хотя, естественно, с разными уровнями получаемого студентами профессионального образования), и они разделены сегодня лишь ведомственным барьером, который в настоящее время успешно преодолевается самими учебными заведениями, реорганизуемыми в профессиональные лицеи и колледжи. Поэтому в нынешнем звучании начальное и среднее образование целесообразно объединить единым термином базовое профессиональное образование, которое, естественно, будет иметь много уровней и ступеней, что наличествует уже сегодня. Базовое в том смысле, что оно является фундаментом, базой того, чтобы приступить к квалифицированному профессиональному труду. Принципиально отличным от него будет высшее образование;
— высшее образование. Исходя из названия, это такое образование, которое дается человеку на уровне высших достижений науки, техники, культуры. Возможно, когда-то оно таким и было. Но с расширением его массовости планка, уровень подготовки понижался и понижался. Есть некоторые ВУЗы, которые дают молодежи подготовку действительно на уровне высших достижений — Московский физико-технический институт, некоторые факультеты МГУ, МВТУ, возможно, еще несколько ВУЗов. Но в большинстве своем вузовская подготовка от «высших достижений» весьма далека. Можно привести такой пример, с которым сталкивался автор: многие кандидатские и докторские диссертации в области технических наук, связанные с электродинамикой, гидродинамикой, механикой сплошных сред и т.д. строятся исключительно на эмпирическом материале, хотя в теоретической физике по этим
разделам разработан мощный теоретиче