Факторы, влияющие на эффективность конформного воздействия

1. Характеристики группы:

§ Объем группы. Минимальный состав для проявления конформизма не мене 3 человек. Сила конформизма повышается по мере роста числа членов группы до тех пор, пока группа является контактной.

§ Структура группы. Чем выше сплоченность группы, тем сильнее ее давление на отдельную личность.

§ Отношение группы к личности. Если группа дорожит этой личностью, то давление сильнее (активнее старается “сделать его своим”, обратить в свою веру).

2. Характеристики личности.

§ Положение личности в группе (статус). Чем выше статус, тем ниже конформизм.

§ Отношение личности к группе. Насколько личность дорожит членством в данной группе, если дорожит – высокий конформизм. Личность может проявлять высокий конформизм в одной группе и низкий конформизм (высокую самостоятельность) – в другой.

§ Степень податливости личности конформному влиянию (степень конформности). Существуют люди, которые обнаруживают высокую конформность постоянно, в самых различных группах и разных ситуациях (“как все, так и я”) = так называемые конформисты.

Чем определяется уровень конформности личности?

§ особенности познавательной, когнитивной сферы: менее развитый интеллект, ригидность мышления;

§ особенности эмоционально-волевой сферы: тревожность, безволие;

§ сфера самосознания: комплекс неполноценности, низкое самоуважение, неуверенность в себе;

§ сфера общения: повышенная озабоченность мнением о себе других людей, пассивность, внушаемость.

3. Содержание норм и ценностей, которые группа стремится навязать личности:

§ принципиальные, важные для личности вопросы ==> низкий конформизм;

§ непринципиальные, малозначительные ==> высокий конформизм (“не стоит копья ломать!”).

В случае неэффективности рассмотренных психологических способов воздействия: (субъект не умеет убеждать, не может внушать, ибо не пользуется доверием, недостаточно хитер и аморален, чтобы манипулировать другими) он вынужден прибегнуть к власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: