1. Трудность поставленной цели – константная переменная.
2. Случай (стечение обстоятельств) – временные переменные.
Два типа казуальности:
1. Личностная каузальность (причины поведения в личности: старания или способности).
2. Ситуативная каузальность (в ситуации: случай или трудность).
Пример: учитель заинтересован в том, почему ребенок плохо учится, в чем причина его плохой успеваемости?
Но модель Хайдера неполная, так как не позволяет ответить на самый важный вопрос: по каким основания делается заключительный вывод о личностной или ситуативной каузальности. Сам Хайдер не смог ответить на этот вопрос, ограничившись приведением частных примеров из житейской практики.
Дальнейшие исследования были связаны с конкретизацией условий личностной и неличностной каузальности. Одна из наиболее удачных попыток принадлежит Келли.
Модель Келли формализует процесс локализации причин в окружении (ситуативная каузальность) и в личности (личностная каузальность), так как он поставил цель – выявить основания для локализации причин действия или его результатов как в окружении, так и в индивиде.