Принципы построения налоговой системы

Эффективность проведения налоговой политики определяется основными принципами налогообложения.

Принцип равномерности предусматривает необходимость равномерного распределения налоговой нагрузки на все субъекты хозяйствования. Предоставление преимуществ одним предприятиям по сравнению с аналогичными приведет к нарушению конкурентного равновесия.

Принцип определенности предполагает стабильность налогового законодательства. Оно не должно приниматься задним числом, об изменениях должны информироваться налогоплательщики.

Принцип простоты и удобства предполагает исключение для налогоплательщиков множества дифференцированных ставок и сложных расчетов.

Принцип экономичности определяет эффективность налоговой системы и административные затраты на её обслуживание. Наиболее эффективной является та система, которая обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет при наименьших затратах по их сбору.

Принцип оптимизации уровня налоговой нагрузки заключается в том, что действующие налоги должны обеспечить оптимальное сочетание и развитие государственных, коллективных и личных интересов.

Принципы налогообложения Республики Беларусь отражены в ст.2 Налогового кодекса Республики Беларусь. Эти принципы следующие:

ü Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

ü Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, либо установленные в ином порядке, чем это определено Республики Беларусь, Налоговым Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.

ü Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

ü Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

ü Допускается установление особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных) согласно международным договорам Республики Беларусь, формирующим договорно-правовую базу Таможенного союза, либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством Таможенного союза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: