Анализ композиционной структуры градостроительных объектов

При принятии решений по развитию пространственной композиции опираются на тщательный анализ сложившейся планировочной структуры и ландшафтных условий местности.

При описании градостроительной композиции используют следующие понятия: компо- зиционный узел, композиционная доминанта, композиционная ось, вертикальная доминанта и др. (рис. 209-211).



Рис. 209. Анализ исторически сложившейся застройки Суздаля (по Ю.В. Ранинскому):

1 - историко-архитектурные доминанты; 2 – фоновая застройка; 3 – природные оси композиции; 4 – точки панорамного восприятия


Рис. 210. Система ориентации в пространстве, основанная

на вертикальных доминантах


Рис. 211. Главная композиционная ось Парижа

В градостроительстве принято выделять два основных типа композиционного построения городского плана:

регулярная композиция - рисунок плана имеет четкую геометрию;

нерегулярная (ландшафтная, живописная, органичная, хаотичная) композиция –

рисунок плана не подчинен геометрии.

До Петра I в России преобладало нерегулярное градостроительство (исключение – оборонительные сооружения, крепости, остроги). С начала XVIII в. не только новое строительство в России ведется на регулярной основе, но и начинается процесс реконструкции существующих городов с целью придания их планам регулярной конфигурации.

С древнейших времен известны два принципиальных типа регулярного городского плана

- круг и прямоугольник (квадрат).

Круг – идеальная форма для оборонительных укреплений древних поселений. Максимальная компактность и минимальный периметр крепостных стен (рис. 212, 213).



Рис. 212. Древнеегипетский иероглиф, обозначающий город (круглый периметр крепостных стен и пересечение главных улиц)


Рис. 213. Крепость-жилище, Древний Хорезм


Если в качестве основы для построения плана города избирался круг, то схема композиции часто была предрешена. В геометрическом центре главная площадь, дворец или ратуша и храм, от центра расходящиеся радиально главные улицы, которые за периметром крепостных стен становились дорогами, ведущими в провинции (рис. 214, 215).


Рис. 214. Арль, Франция, средневековье


Рис. 215. Пальманова, Италия, арх.

Саворньян, построен в XVI в.


Прямоугольник (квадрат) – распространенная форма городского плана, часто ориентирована по сторонам света (рис. 216-218).


Рис. 216. Шахматная сетка улиц в Индийском городе


Рис. 217. Аоста, построен римскими легионерами в I в. н. э.


Рис. 218. План Богородска

(сегодня Ногинск), 1784 г.


Многие исторические города Европы возникли на основе римских военных лагерей. Постепенно из этих укреплений, построенных на прямоугольно-регулярной основе, вырастали города, которые в период средневековья часто теряли регулярность первоначального плана (рис. 219).


Рис. 219. Кельн, конец XII в.

(в основе - римский укрепленный лагерь)

Классическим примером построения композиции городского плана на основе прямоугольной разбивки улиц является план греческого города Милет. По имени автора (Гипподама) подобную регулярно-прямоугольную систему улиц называют Гипподамовой системой (рис. 220).


Рис. 220. Античный Милет. План города


Рис. 221. Вашингтон, 1870 г., прямоугольно-

диагональная композиция плана


Прямоугольная сетка улиц часто дополняется системой диагоналей (рис. 221), пробиваемых как в утилитарных целях (обеспечение коммуникативной связанности, ориентация в пространстве), так и в эстетических (формирование визуальных осей, обеспечение композиционной связанности).


Принято выделять следующие схемы планировочной композиции:

     
Свободно-живописная Прямоугольно- шахматная Регулярно-живописная (гибридная)
     
Свободно-лучевая Радиально-кольцевая Фокусно-лучевая

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: