В начале был ритм

Когда-то человек не разделял музыку и танец, издавая звуки он сопровождал их звучание движениями. Стучать одним камнем по другому камню, бить палкой по стволу или дергать за щепу – это было одновременно ласкающим (приятно раздражающим, если Вам угодно) слух музицированием и танцем одновременно. Ритмический принцип как хореографии так и музыки сохранил свое существование в народных культурах до самого последнего времени. Только в 20 веке многие народы вместе с укладом жизни и национальной культурой стали утрачивать свою музыку и танец. Музыка и танец стали уделом профессионалов, причем нескольких разных типов людей-специалистов: танцоров и музыкантов, дирижеров и балетмейстеров. За ритм в музыке стал отвечать барабантщик (перкуссионист), а за гармонию звуков другие музыканты. Человек еще тысячелетиями умевший и то, другое и третье вдруг превратился нескольких разных по профессии людей, а затем, вообще, в ничего не умеющего телезрителя и радиослушателя. Причем, сверх-пассивного, потребителя музыки и танца порой более низких, по уровню, чем те, которые он сам мог бы воспроизводить для себя и ближних, если бы приложил хоть немного посильного и увлекательного труда.

Э волюция как цепь маленьких революций в культуре.

Как возникла современная высокоразвитая культура танца и музыки?

У истории, как у танца есть свои: пластика и ритм. Обществоведение выделяет и различает два основных способа поступательного развития отношений внутри цивилизации. Эволюционный (пластика) и революционный (элементы ритма). Первый он планомерный, равномерный, плавный и практически и энергетически непрерывный. Второй скачкообразный, неожиданный, неуправляемый, катастрофический и рваный. Если присмотреться, то эволюционный способ развития, однако, состоит из маленьких дискретных революций, но случающихся локально и не разрывающих большинства существующих связей. Закрытий-открытий, учреждений-банкротств, смертей-рождений, внедрений, инноваций, мутаций, осознаний, забвений – бесчисленного количества всевозможных «решительных шагов вперед». Когда же изменения, вдруг, начинают происходить неуправляемо и лавинообразно, как бы «решая» назревшие проблемы, происходят революции.

Во время революционного взрыва, до неизбежного момента пока революция не превратилась в закостеневшую тиранию, высвобождается огромное количество социальной энергии, от которой начинают подпитываться все мыслимые формы культуры и науки. Зависимость от режима роста у этих форм появляется моментально и начинается жесткая конкуренция между культурными течениями за «место под солнцем». Во многих сферах общественной жизни начинают превалировать тоталитарные формы. Они наиболее организованные или лучше других приспособившиеся к новым условиям. Они выталкивают как кукушата из гнезда более слабых (если хотите: менее популярных) «братьев». В лучшем случае конкурентные официальным процессы сохраняются, но расталкиваются по иным нишам. Что мы получаем в результате. Один вид академического искусства, один жанр того, сего, третьего... Один стиль в архитектуре. Одна идеология - единые, пускай убогие, правила всего на свете. Одна примадонна. Один эталонный исполнитель всего «народного пения»!!! Одна базовая техническая школа всех, самых, самых разных танцев!

Это нормально да тех пор – пока мы живем в обществе с одной насильственно насажденной идеологией. Не высовывайся – целее будешь. Но процесс культурного развития нации и её интеграции в мировую культуру будет в целом отброшен назад на многие годы.

Маленький шаг большой эволюции искусства.

Кода-то известный швейцарский композитор Жак Далькросс (псевдоним), вдохновленный успешной образовательной деятельностью новаторши и его современницы всемирно известной Айседоры Дункан (у которой, согласно Булгакову, в Московской квартире не было столовой), решает открыть свою собственную школу своего направления – ритмической гимнастики.

На подобный шаг подвигнуть может только одно: желание просветить и осчастливить человечество. Если супруга поэта Сергея Есенина вела новаторские поиски, так и не изложив в теории: чего же она хочет добиться и что её не устраивает в мировом искусстве, ведь, она и так была концертной звездой. Наш же практик и теоретик музыки четко понимал, что его не устраивает в современном музыкальном мире и какими методами можно исправить ситуацию.

История примерно такова. В молодости (1886), будучи приглашенным в Алжир в качестве второго дирижера, сравнив местную музыку с европейской Эмиль прочувствовал различие по ритмической стороне. Возможно, что он лишь нашел подтверждение своим ранним догадкам, либо там же в Африке принял решение, либо сделал его позднее, однако в 1905 году он добивается признания своего метода, а 1911 строит свою школу в Хеллерау (Германия) и ставит спектакль «Орфей» (Глюк) поразившего современников небывалым совпадением музыки и сценического действия.

Пораженный увиденным поклонник и ученик Князь Сергей Волконский, так же сделавший некоторые сравнения, решает развивать направление в России еще перед революцией. Однако первая студия начинает работу только в послереволюционные годы, когда еще беспрепятственно развивалось все новое. Его планы терпят крах. Бывший министр культуры царской России чудом, выжив во время революционного террора, высылается из России. В эту эпоху мир встал на пороге восстановления ритмического качества сценических музыки и танца, что хорошо заметно, например, по любым западным клипам, которые обычно качественней наших по содержимому и четче ритмически. Но и в России, ход истории внес свои коррективы.

Ранний совок. Царство классического балета и истребителей “врагов народа”.

Но маленькая культурная революция Далькроза в России была раздавлена и поглощена большой социальной с помпезным именем Великая Октябрьская. А после её, жестокой и кровавой победы возникла потребность в культурных формах соответствующих её великости. И тогда, очень сложные и пафосные формы: древнеримская архитектура, итальянский вокал, французский балет, ранее заслужившие в мире звание классических, надолго воцарились на Советском культурном Олимпе. Почему я и говорю не «уничтожена», а «поглощена»? Поскольку, методы более четкого ритма оказались востребованы в советском индустриальном обществе и, так или иначе, наверное повлияли на усовершенствование балетной школы и симфонической музыки, но не более того. Аритмичность же российского балета произошла от другой составляющей метода: новой артистической моды – насыщать психологией сценическое действие без всякой разумной меры. Хотя по методу Станиславского работа исполнителя танца над чем-то по ходу действия, например, над ритмом как сверхзадача уже сама придает сценическому действию органичную психологическую достоверность актерской игры, так как блокирует центры неконтролируемых бытовых движений, а зритель всегда додумывает образ и получает иллюзию реальных чувств.

Критика пороков аритмии классического танца (балета) и «иже с им».

Давно и долго преследующие ограниченные цели, выработавшие систему воспитания пластики и формы тела, развитые направления высокой хореографии утрачивают связь с исходными традиционными культурами и первоначальными ценностями, главным образом с их музыкальной стороной. Имея в своем составе только высшие формы существования течения, сохраняют, частично в школьном аспекте, некоторые основы музыкального движения, но в рамках своей системы последователи часто недооценивают их значение для сценического действия и пр. Все же любительские, подготовительные, подражательные дочерние формы этих систем, например, балета обычно начисто утрачивают связь с исходными традициями течения.

В балете так же бытует жесткое разделение творческих ролей: танцор, балетмейстер, музыкант, певец и т. п. Эта школа имеет слишком либеральную и, одновременно, слишком сложную ритмическую доктрину, в совершенстве познаваемую только высочайшими мастерами – деятелями течения, недоступную всем остальным участникам течения. И т.д. причин может быть множество. Но, как правило, эти все неотрадиционалистские направления утрачивают ритмическую и музыкальную составляющую как основополагающую ценность течения. Например – спортивные танцы. Она там лишь декларируется и, часто, совсем не требуется в исполнении. Там даже нет отдельной оценки за музыкальность, а это очень серьезный показатель мастерства.

Получают в итоге, гипертрофированное развитие пластики и воспитания тела, развития мышц, недоступное начинающим. В результате ритмика не попадает в основы – когда у танцора появилось тело, дисциплины ритма уже забыты и изучаются заново или просто игнорируются отданные на откуп неразвитого неискушенного зрительского воображения. И если солисты и звезды балета, чемпионы всех уровней двигаются, в принципе, музыкально, иногда даже слишком сложно, то на массовом же, любительском, подготовительном уровнях цветет пышным цветом махровая аритмия.

Почему в жизни не «Танцуют все!»

Эпоха балета в России пришла и воцарилась надолго, заставив страну гордиться приоритетами в этой области и слагать песни, проникнув в спорт, в оперу, в национальную культуру разных народов. Тоталитарные культурные институты классическому балету, как мощному тренингу, пытались придать тотальный характер. Но, если не каждому дано просто плясать, то балет, тем более, – искусство элитарное. Требуемые для него физические данные едва ли встречаются, хотя бы, у 10 процентов населения. Население великой страны желало танцевать, несмотря на постепенную утрату собственных национальных танцевальных культур.

А как у них? «В 1920-е годы в Англии при Императорском обществе учителей танцев возник специальный Совет по бальным танцам (из Википедии)». В приоткрытую для русского балета дверь с Запада пришло новое веяние – бальные спортивные танцы, увлечение которыми стало принимать массовый характер. Большим преимуществом бальных танцев явились простота и большая чем в балете четкость по ритму, особенно в, появившееся позднее, латинской программе. Но как только стало ясно, для чего существует течение, пыл у масс поубавился, а уровень финансовых затрат необходимый для выступлений на международном уровне привел к образованию новой культурной элиты. Таким образом: свою наметившуюся было функцию массовых доступных социальных танцев – бальные и спортивные танцы реализовали только частично и только на Западе.

Что же там произошло с ритмом? Каждый педагог, разрядник в спортивных танцах четко представляет себе ритмическую доктрину бальных танцев, которая вбирает в себя лучшие достижения мировой музыкально-танцевальной культуры, казалось бы, имеет простую ясную систему представлений. Но назначение этого вида танца в другом. За потоком сверхсложных и нагромождением «сверхстильных» движений, предназначенных для зарабатывания очков от жюри, исчезает из виду самая элементарная музыкальность. Совершенная или более-менее достаточная музыкальность и ритмичность лишь изредка выскакивает на поверхность у чемпионов ценой невероятной подготовки.

Подобная проблема также немного испортила зрелищность художественной гимнастики, однако совсем не поразила фигурное катание и танцы на льду, так как в них от природы жанра сохранилось плавное катание и на музыкальное исполнение танца остается достаточно времени. Технические особенности фигурного катания таковы, что когда спортсмен замирает в позе, его катание не теряет динамики и зрелищности, так как он продолжает движение по льду на большой скорости. Более того, ему требуется все мастерство: равновесие, пластика, музыкальность – что бы сделать это качественно и вовремя. Неспешность катания так же дает ему время на подготовку. Другими словами этот ритмический прием не остается не замеченным ни тренером, ни зрителем, ни самим фигуристом и важность его передается от поколения к поколению спортсменов. В других же вышеупомянутых разновидностях танцев этот распространенный, классический и древний прием съедается пресловутой неконтролируемой экспрессией и иногда вообще предается забвению в конкретных школах нижнего уровня.

Социальные танцы и с чем их едят.

Есть народы на планете, которые невозможно представить без танца. Например: африканцы, португальцы или испанцы и мн. др. Заселив латинскую Америку, они создали новую, более современную культуру парных танцев, развили карнавальную культуру. Эти движения просты и заразны, музыка зажигательна, а климат теплый и можно позитивно танцевать круглый год. Большинство танцев парные и способствуют сближению людей. Простота, доступность и массовый характер сделали эти танцы социальными. 10 основных социальных танцев – это народная городская культура нового поколения.

Раздел Историко-бытовых танцев

Пластику можно взять по фрескам, музыку в архивах для остального есть творческое воображение. В более ранние эпохи так же происходило переселение народов. Например постоянно кочевали цыгане. А на пересечении культур эпох и путей миграции зародилось множество перечисляемых ниже культурных сплавов.

Традиции Юговосточной Азии.

Юговосточная Азия богата своими традициями, а это всё от классического индийского танца до пекинского балета построенного на гимнастике ушу.

Танец живота, арабские танцы, восточные танцы.

Например в арабских странах Ближнего Востока и севера Африки возник так называемый «танец живота». Создан он был свободными женщинами большинство, из которых были цыганки. Общавшиеся с местными наложницами, а то иногда просто попадавшие в гарем цыганки вынесли оттуда и бережно сохранили восточную сказку пластики прекрасного женского тела.

Танец фламенко.

Переселившиеся из Голландии в Испанию восхщенные местным кастильским колоритом с элементами Арабского Востока цыгане создали культуру фламенко, смешав несколько стилей из культур живущих по соседству народов. Фьюжн из разного, вдруг превратился в замечательный уникальный узнаваемый стиль с собственной уникальной техникой и манерой.

Русский цыганский.

Некогда пленявшие наших предков заводные песни таборов цыган, их зажигательные танцы вобравшие в себя множество народных стилей Российской Империи, продолжают радовать и современных любителей цыганской романтики.

Танцы Кавказа

Отблеск пламени костра, величавый полет птиц над ущельями, рокот горных рек все это нашло отражение в воинственной и романтичной лезгинке и других танцах народов Кавказа стремительно набирающих популярность.

Пляс и чечуты.

Некогда и Россия имела развитую природную форму хореографической культуры, ныне замещенную нродно-сценическим танцем щедро разбавленным французским балетом, увы, имеющим мало общего с ней. Пришло время очистить нашу танцевальную традицию от лишних искажений и познать её подлинную прелесть под подлинную музыку. Хватит приносить истину в жертву сомнительной красоте, навязанной иными культурами. Сначала сделайте правильно, а потом появится и понимание, что есть красиво и тогда мир заметит нас и перестанет путать с украинскими казачками.

Уличные танцы

В современности взаимовлияние культур еще больше усилилось. Музыка Ямайки трансформировавшись в джаз-фанк приглянулась уличным танцорам крупных городов и щедро напитанная африканским танцем и обычной уличной акробатикой, европейской пластикой городской пантомимы породила десятки стилей хип-хопа.


Все эти танцы объединяет: доступность социальных танцев и возможность зажигательного звездного исполнения через постижение ритмопластического совершенства простых секретов стиля. Пришло время для ритмики Эмиля Жак Далькроза, и психологической пластики Михаила Чехова. Пришло время для постижения истины: как прекрасна и интересна культура разных народов и эпох планеты Земля. Все эти стили обладают интереснейшим строением и нуждаются в более серьезных подходах к реконструкции танцев, чем слепое копирование или балетная демиклассика. Здесь ритмопластика как простой и адекватный инструмент может оказаться незаменимой. Вас ждут Танцы, участвовать в которых самому в 100 раз интереснее, чем смотреть самый мастерский балет или международные спортивные соревнования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: