Глобализация образования

На первый план в такой ситуации выходит принцип отбора и подбора информации, определения бесконечного пространства накопившегося культурного материала в соответствии с социальной потребностью.

Техноцентристский характер образования и самообразования обусловливает их направленность на современное содержание жизни, их ориентацию не на духовное развитие индивида, а на полезность. Весь информационно - технический потенциал образовательных и самообразовательных технологий используется почти исключительно в целях адаптации человека к изменившимся условиям его бытия, то есть выступает как транслятор современного содержания жизни.

Глобализация образования, предполагающая, по существу, универсальность и целостность в качестве основных своих принципов, создает благодатную почву для синтезирования всех аспектов гармоничного развития личности. Другой вопрос, насколько эффективно эти возможности используются на данном этапе развития.

В современном мире наблюдается беспрецедентное по своим масштабам развитие высшего образования, растет осознание его жизненно важной роли для экономического и социального развития. Среди положительных тенденций обновления образовательной ситуации отмечаются:

-появление и развитие вариативных образовательных учреждений и возможности их выбора родителями и учащимися;

- формирование условий для осуществления учащимися осознанного выбора индивидуальных образовательных траекторий;

-расширение спектра методических приемов, образовательных технологий и свобода учителя в их выборе и применении; развитие сферы дополнительного образования;

- расширение доступа к источникам учебной информации вне школы и т.д.

Г. Позитивные и негативные проявления в экономике в сфере образования.

Некоторые западные авторы подчеркивают, что среди всех направлений глобализации (экономических, культурных, политических и пр.) наиболее «продвинутым» является экономическое. Главным фактором, повлиявшим на университеты, по их мнению, является экономическая идеология глобализации, подчеркивающая первостепенное значение рынка, приватизации и уменьшение роли государственного сектора, дерегулирование экономики и интенсификации труда. Это имеет двоякие последствия.

С одной стороны, экономическая глобализация подчеркивает императивы рыночной конкуренции и глобализации капитала в сочетании с конвергенцией институциональных структур ведущих стран, и в частности, их образовательных систем. Распространяющаяся по всему миру сеть рыночных отношений содействует стандартизации систем знания во всех ведущих промышленных странах. Поскольку национальные государства организуют и распространяют знания через формальное образование, эта логика предполагает тенденцию конвергенции систем образования развитых стран.

Сокращение государственного финансирования заставило университеты приблизиться к рынку - через установление более тесных связей с частными промышленными фирмами, создание коммерческих под ений, продажу образовательных услуг иностранным студентам и т.д.

Об этом свидетельствует введение или увеличение платы за обучение в вузах, переход от предоставления студентам стипендий к предоставлению им образовательных кредитов, а также к проведению в вузах коммерчески выгодных исследований в ущерб фундаментальным.

Западные исследователи отмечают, что возникли стимулы к созданию «предпринимательских» университетов, характеризующихся «рыночным» поведением и управлением. Одним из следствий этих процессов является фрагментация преподавания и исследований.

Академическая функция университета становится вторичной, на первый план выходят рыночные императивы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: