Обоснование необходимости духовно-нравственного образования в мире

Согласовано

Министр образования и науки

Республики Казахстан

____________ А.Саринжипов

«» _________ 2014 г.

Программа курсов повышения квалификации

Педагогических работников Республики Казахстан

ПРОГРАММА

НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМОПОЗНАНИЕ»

Второй (основной) уровень

Рекомендована к печати Методическим советом

ННПООЦ «Бобек», 2014

ННПООЦ «Бобек», 2014

Все права сохраняются. Запрещается полное или частичное воспроизведение или передача настоящего издания в любом виде и любыми средствами, включая фотокопирование и любую электронную форму, без письменного разрешения держателя авторского права.

Содержание

Введение

Обоснование необходимости духовно-нравственного образования в мире.......................... 4

Роль учителя в духовно-нравственном образовании................................................................ 5

Программа нравственно-духовного образования «Самопознание»........................................ 7

Цели Программы............................................................................................................... 9

Задачи Программы............................................................................................................ 9

Ожидаемые результаты Программы................................................................................ 9

Научно-теоретические основыПрограммы.................................................................. 10

Принципы Программы................................................................................................... 11

Структура и этапы Программы...................................................................................... 12

Учебный план.............................................................................................................................. 13

Основное содержание программы............................................................................................ 23

Критерии оценивания портфолио............................................................................................. 79

Литература................................................................................................................................... 87

Контактная информация............................................................................................................. 91

Введение

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ

Когда есть мир в душе человека, есть мир в семье.

Когда есть мир в семье, есть мир в обществе.

Когда есть мир в обществе, есть мир в государстве.

Когда есть мир в государстве, есть мир во всем мире.

Народная мудрость

На современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.

Глобализация означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Глобализация, прежде всего, связана с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле, то есть в современную эпоху всё человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей и отношений. Таким образом, неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей ответственностью.

Поэтому учёные и философы считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля мышления[1].

В тоже время, развитие науки, техники и информационных технологий достигли очень высокого уровня, и соответственно возросли удобства современной цивилизации, но, не смотря на это, в мире отсутствуют спокойствие и надежность.

Следующие факторы особенно наглядно демонстрируют критическое состояние человечества:

1. Наличие расовой, идеологической и религиозной дискриминации;

2. Войны и террористические акты;

3. Ослабление семейных уз (около 50% семей, вступивших в брак, распадаются);

4. Снижение уважения к родителям, учителям и пожилым людям;

5. Нравственная дезориентация молодёжи, проблемы системы образования;

6. Уничтожение фауны и флоры;

7. Загрязнение окружающей среды.

Приобретая сумму знаний, но все меньше задумываясь о духовном, о добре и зле, о любви и милосердии, человек не может чувствовать себя счастливым. Глобальные проблемы современности и, прежде всего резкое обострение экологической проблемы, поставило перед человечеством задачу поиска новых путей развития. Без принятия конкретных мер человечество не может решить глобальных проблем и выйти из наступившего кризиса[2].

Одним из ведущих центров, занимающихся поиском путей выхода изглобального кризиса, является «Римский клуб», объединяющий в своих рядах видных учёных, политиков, бизнесменов всего мира. По заказу «Римского клуба» были проведены широкомасштабные исследования и построены глобальные модели развития кризисных тенденций во взаимоотношениях между человеком и средой его обитания: «Мир-2» Д. Форрестером, «Мир-3» Д.Медоузом, «Стратегия выживания» М. Месаровичем и Э. Пестелем и так далее. Результаты исследований показали, что глобальные проблемы современности – это не чисто экономические, политические или научные проблемы, а прежде всегодуховно-нравственныепроблемы.И их решение возможно лишь на пути внутреннего преображения человечества, переориентации людей с мирских ценностей на ценности духовно-нравственные.

Авторы этих исследований исходят из предпосылки, что главной причиной экологического кризиса является научно-технический прогресс, ориентированный на безудержный рост потребления. Ученые, философы, педагоги, психологи считают, что основой появления глобальных проблем человечества является широкое распространение идеологии потребительства. Каждое удовлетворение определённой потребности рождает у человека новую потребность и человек попадает в бесконечный, неисчерпаемый круг, превращаясь постепенно в, своего рода, экономическое животное.

Распространение идеологии потребительства наносит ущерб духовному развитию личности. Оно способствует некритическому отношению к окружающей действительности, развитию конформизма. Как отмечает французский философ-персоналист Ж.-М. Доменак: «Потребление, простой индивидуальный акт становится общественным достоянием. Каждый потребитель, благодаря своим покупкам, вступает в тесный контакт со всей экономической системой. Таким образом, внешне свободное общество преобразуется в квазитоталитарную систему, которая превращает индивида в дисциплинированного производителя-потребителя»[3].

Следовательно, необходимо, прежде всего, подумать об изменении самого человека, о переориентации человечества с идеологии растущего потребления материальных ценностей на духовное самоусовершенствование.Речь идёт об изменениях социальных и нравственных установок общества и ведущая роль в этом процессе принадлежит системе образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: