Тоталитаризм и сталинская модернизация советского общества в 1930-е гг

Основные понятия и термины: социализм, индустриализация, коллективизация, культурная революция, тоталитаризм, командно-административная система, «казарменный социализм», репрессии, идеологизация общества, реабилитация.

Проблемные вопросы:

1. С конца 20-х гг. в СССР начинается так называемое «социалистическое наступление». Оно включало в себя реализацию триединой задачи: индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию. Заметим, что индустриализация была объективно необходима для страны и реализована она была за счет однобокого и преимущественного развития отраслей группы «А» - т.е. производства средств производства. Почему?

2. Еще одной особенностью индустриального развития стало освоение отдаленных восточных районов страны. Руководству удалось разрешить ту проблему, о которую споткнулись реформы П.А. Столыпина. В результате доля, скажем, Урала выросла к 1940 г. по сравнению с дореволюционным временем с 3 до 8,5%. Тем не менее, следует обратить внимание, что СССР приобретает черты индустриального общества только в годы послевоенных пятилеток, когда страны Западной Европы и США уже вступили в качественно иной этап – постиндустриальное общество с его революцией в области технологий. В чем причины происходящего? Приведите конкретные примеры.

3. По данным некоторых историков, от голода зимой 1932-1933 гг. в стране умерло 3-4 млн. человек. Может быть, цифра и преувеличена, но голод был, и люди от него умирали. И это в то время, когда заготовки зерна были довольно высокими, его продажа за рубеж только в 1930 г. в сравнении с 1928 г. возросла почти в 50 раз. В чем причина голода?

4. В чем состояли предпосылки формирования политической системы мобилизационного типа в СССР в 30-е гг.? Какие черты ей были присущи? Какое значение она имела для страны?

5. За годы, предшествовавшие культу личности, И.В. Сталин мог не менее пяти раз быть освобожден с этого поста, причем трижды по личной просьбе (на совещаниях делегаций XIII съезда РКП(б): на пленумах ЦК 2 июня 1924 г., 1 января 1926 г., 19 декабря 1927 г.; на расширенном заседании членов Политбюро и Оргбюро ЦК в 1924 г.). Но всякий раз он оставался на этом посту. Почему?

6. Показателем культуры является грамотность. В дореволюционной России часть ее населения не умели читать и писать. Советская власть добилась больших успехов в ликвидации неграмотности и в области просвещения в целом. СССР был на первом месте по числу учащихся, по темпам и качеству подготовки специалистов. За счет чего удалось решить столь сложную проблему? Отвечал ли уровень подготовки кадров поставленным задачам и темпам социалистического строительства?

7. Какой тип экономики был создан в годы первых пятилеток и в каких цифрах выражались достижения страны?

ТЕСТЫ:

1.Какой год был назван И.В. Сталиным «годом великого перелома»?

1. 1928

2. 1929

3. 1930

4. 1931

2.Кто такие «двадцатипятитысячники»?

1. рабочие, помогавшие создавать колхозы

2. работники машинно-тракторных станций

3. охранники ГУЛАГа

4. советские добровольцы, сражавшиеся в Испании

3.Что НЕ является результатом массовой коллективизации?

1. создание колхозов по всей стране

2. почти полная ликвидация слоя крестьян-единоличников

3. резкий подъем производительности труда в деревне

4. массовая высылка кулацких семей

4.Что НЕ относится к чертам тоталитарного режима, сложившегося в СССР?

1. культ личности Сталина

2. «большой террор»

3. формальное провозглашение демократических прав и свобод

4. запрет исповедовать любую религию кроме христианства

5.Какая из республик не входила в состав СССР в 1936 г.?

1. Украинская

2. Узбекская

3. Литовская

4. Казахская

6.Что было НЕ характерно для системы образования в 1930-х гг.?

1. восстановление урочной системы

2. начало преподавания истории в советской школе

3. переход к всеобщему обязательному начальному обучению

4. создание гимназий для наиболее одаренных детей из рабочей среды

Литература:

1. Безнин М.А. Повинности российских колхозников в 1930-1960 гг. [Текст]/М.А. Безнин, Т.М. Димони//Отечественная история – 2002. - №2.

2. Голод 1932-1933 годов: сб.ст. [Текст]/отв.ред. Ю.Н. Афанасьев – М., 1995.

3. Горинов М.М. Советская страна в конце 20-х – начале 30-х годов [Текст]/М.М. Горинов//Вопросы истории – 1990. - №11.

4. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов) [Текст]/Н.А. Ивницкий – М., 1994.

5. Куликова Г.Б. Из истории формирования культа личности Сталина (А. Барбюс и создание биографии «отца народов» в начале 1930-х гг.) [Текст]/Г.Б. Куликова//Отечественная история – 2006. – №1.

6. Медведев Р.А. О Сталине и сталинизме [Текст]/Р.А. Медведев – М., 1990.

7. О внесудебных органах//Известия ЦК КПСС – 1989. - №10.

8. Реабилитация: Политические процессы 30 – 50-х гг. [Текст]/сост. И.В. Курилов – М., 1991.

9. Рогачевская Л.С. Как составлялся план первой пятилетки [Текст]/Л.С. Рогачевская//Вопросы истории – 1993. - №8.

10. Хлевнюк О.В. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество [Текст]/О.В. Хлевнюк – М., 1992.

11. Чемоданов И.В. Была ли в СССР альтернатива насильственной коллективизации? [Текст]/И.В. Чемоданов//Вопросы истории – 2006. - №2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: