Хотя распад Советского Союза привел к смене политических лидеров, он не ликвидировал многие авторитарные институты. Должностные лица старших возрастов, служащие сегодня в судах, армии и милиции, были преимущественно набраны в брежневское время.
|
|
|
|
Смена режимов не побудила россиян больше доверять политическим институтам. В 1994 г. только 6% населения доверяли политическим партиям, и не более одного из пяти опрошенных доверяли другим институтам народного представительства, таким, как Дума и профсоюзы, а также институтам власти, таким, как суды и милиция. Меньше всего не доверяли армии – двое из пяти опрошенных высказывались позитивно.
Среди россиян, недовольных нынешним режимом, нет единого мнения о том, какой недемократический режим должен его заменить.
Существует разница между ностальгией по «старым добрым дням» до перестройки и желанием вернуться к коммунистическому правлению.
Во многих странах третьего мира ответственность за сохранение порядка возлагается на армию, и в России это институт, пользующийся наибольшим доверием. Это поразительно, учитывая широко распространенную озабоченность населения уровнем преступности и угрозы общественному порядку. Однако россияне при этом хорошо знакомы с тем, как осуществляется власть в армии, поскольку практически в каждой семье есть прошедшие воинскую службу. 7. Социальная база российских политических партийПовышенное внимание к роли партий в выборном процессе предопределено установленной в России смешанной пропорционально-мажоритарной избирательной системой парламентских выборов, по которой один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, а второй — за партийный список. Социальную базу партии составляют ее сторонники, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают ее на протяжении длительного времени. Избиратели, регулярно отдающие данной партии свои голоса на выборах, составляют ее электорат. «Единая Россия». Председатель партии - Путин В.В.
Вопрос о месте «Единой России» в классификации партий является, пожалуй, самым интересным. «Единая Россия» - это устойчивая структура, созданная несколькими аморфными движениями, такими как «Единство», «Отчество - Вся Россия» и более мелкими. Важным составным элементом партии являются губернаторы, а также те политические деятели, которые начинали свою карьеру в составе движения «Наш Дом - Россия» (НДР).
Состав «Единой России» неоднороден, но вряд ли там есть действительно случайные люди, как об этом пишут. В целом, верхушка «Единой России» -своеобразный второй эшелон проельцинских сил октября 1993г.
Социальная база "Единства", то есть те слои, интересы которых оно выражает, - несомненно, основная часть губернаторов, и их аппарат, связанные с этими губернаторами крупные предприниматели, часть крупного криминала, в частности, ОПС "Урал Маш", и связанный с "Урал машем" Исламский культурный центр (часть движения "Рифах"). Так как «Единую Россию» на выборах 2003 года поддержало более четверти всех проголосовавших, то можно сказать, что электорат партии весьма разнороден - от части интеллигенции и связанных с государством предпринимателей и до квалифицированных рабочих и служащих.
|
|
Наиболее высокий уровень доверия партии «Единая Россия» наблюдается среди работников бюджетной сферы – 64,3% респондентов данной группы, государственных служащих и военных – 61,3% и 62,4 % соответственно. Уровень доверия «Единой России» зависит от уровня образования респондентов: чем он выше, тем больше респонденты доверяют партии. При этом социальная база «Единой России» в регионе в какой-то степени противоречива. Доля ее сторонников, например, выше среднего и среди ресурсных групп – молодежь до 35 лет (33-34%), люди с материальным положением выше среднего (41%), - и в считающейся депрессивной группе сельских жителей (37%). В Саратове сторонником партии себя считает каждый пятый (22%). Больше других партии «Единая Россия» доверяют респонденты до 45 лет (51-52%) с хорошим материальным положением (61%). Уровень доверия партии власти растет от центра к периферии: так в Саратове доверяют этой партии - 44,5% опрошенных, в городах и поселках городского типа – 47,4%, в сельских населенных пунктах 53,2% респондентов.