Введение. Начальник военной кафедры

Утверждаю

Начальник военной кафедры

Утверждаю

Начальник военной кафедры

Полковник запаса Р.Кадыров

«» _________20__

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по ИСТОРИИ ВОЕННОГО ИСКУССТВА для студентов, обучающихся по специальности «Организация воспитательной и социально-правовой работы в мотострелковых подразделениях» (ВУС-800100)

Программа 2011 года

Тема № 3 «Войны Казахского ханства (XV-начало XX в.в.) Тактика действий казахских ханов, батыров в освободительной борьбе против Джунгарского нашествия»

Учебные и воспитательные цели:

1. Раскрыть сущность и значение освободительной борьбы Казахского народа против Джунгарского нашествия.

2. Изучить особенности тактики и стратегии ведения боевых действий казахскими воинскими формированиями в годы Джунграского нашествия.

Метод: Лекция

Время: 2 часа (80 минут)

Место занятия: Учебный класс

Литература: В.А. Моисеев «Джунгарское ханство казахи 17-18 веков», А.Кушкумбаев «Военное дело казахов в 17-18 веках»», «История Казахстана в средние века», Алматы 1996 г., «Очерк по истории Казахстана», Алматы 1993 г., «История военного искусства» Алматы 2005 г.

Материальное обеспечение: Текст лекции, компьютер, мультимедийный проектор

Учебные вопросы и примерное распределение времени:

№ п/п Вопросы занятия Время (мин)
  Вводная часть  
  Основная часть: Учебный вопрос №1. Освободительная борьба казахского народа против Джунгарии, особенности казахско-ойратских отношений в 30-40 годы 18 века. Учебный вопрос №2. Особенности тактики боевых действий казахскими воинскими формированиями в годы Джунгарского нашествия, уроки локальных войн.  
  Заключительная часть  

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

На изучение данной темы отводится - 2 часа, в том числе на лекцию - 2 часа

В ходе занятия со студентами изучить: Историю освободительной борьбы казахского народа против Джунгарии, особенности казахско-ойратских отношений в 30-40 годы 18 века, уроки локальных войн.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе, с приобретением независимости Республики Казахстан, крупнейшие ученые приступили к объективному изучению исторического прошлого нашего народа и выработке новых концептуальных подходов по осмыслению тех или иных исторических фактов. На протяжении 70 лет аспекты военной истории казахов глубоко не освещались. Практически казахстанская историческая наука не имеет глобальных исторических работ, освещающих вопросы истории войн и военного искусства казахских ханов, султанов, биев и батыров, мало изучено в исторической науке и военное искусство номадов (саков, гуннов, тюрков, кипчаков).

История распорядилась так, что Казахстан на протяжении длительного времени был ареной битв и сражений, побед и поражений, но в, то, же время благодаря большой территории и национальной терпимости к другим культурам, Казахстан стал Родиной многих народностей, которые нашли в Великой степи пристанище для постоянного проживания. На протяжении веков «наши предки успешно решали...задачи, соединяли народы, покоряли пространство и время истории»1.

Древнейшая история Казахстана, открывшаяся культурой бронзового века известна нам в основном как история войн. Летописи почти целиком посвящены миграциям, войнам, завоеваниям.

Летописи античных историков говорят нам, что в регионе Центральной Азии казахи были одним из воинственных народов. Об этом свидетельствует фрагмент из несохранившейся истории Египта «Эгиптиака» египетского жреца Манефона, жившего в конце IY начале III в. до н.э., сохраненный в труде иудейского историка Иосифа Флабия (37г. н.э. — 98 г. н.э.) «Против Аппиона»:

«...И вот, не знаю почему, бог был к нам неблагосклонен, и неожиданно из восточных краев люди неизвестного племени предприняли дерзкий поход на страну и легко, без боя, взяли ее штурмом. И победив ее правителей, они безжалостно сожгли города и разрушили до основания храмы богов, а с населением обращались самым враждебным образом, одних убивая, у других уводя в рабство детей и жен...»4.

История Казахстана с древнейших времен повествует, что в VII в. до н.э. «севернее бактрийцев, согдианцев и хорезмийцев, в степях Казахстана по сведениям древних источников обитали кочевые «туры с быстрыми конями».

Кто же они, эти «туры с быстрыми конями», наводившие ужас на территории древней Ассирии, Мидии и всей Передней Азии? Они топтали копытами коней цветущие поля и нивы, приводя в упадок земледелие - основу жизни этого края. Их стрелы не знали промаха, а зверино - дикий вой наводил ужас и сеял страх. Самые богатейшие и могущественные страны мира трепетали перед необузданной этой силой. Пророки народов Передней Азии предрекали гибель всему живому от этих страшных беспощадных кочевников.

Туры в персидских источниках именуются саками, что значит «могучие мужи», а в сочинениях греческих авторов фигурируют под именем скифов, которое и вошло в обиход, как синоним кочевников7. Саки (скифы), как воинственный народ, были частями одной этнокультурной общности, которая сложилась на степных просторах от Днепра до Енисея не позднее IX -VII вв. до н.э. и просуществовали до III в. до н.э.

Главное богатство саков — многотысячное поголовье скота определяло и образ жизни — кочевой. Кочевание никогда не было случайным, безрасчетным перегоном скота: оно всегда исходило из соотношения между численностью и составом стада, с одной стороны, и кормовой годностью обжитых данным кочевым союзом пастбищ с другой. Пределы и направления кочевий определялись именно этим соотношением, а также силой кочевого союза, его способностью сохранить за собой пастбища, необходимые для его стада, качество их и необходимые размеры.12

Сроки службы для постоянного состава не были одинаковыми. Основная масса воинов служила непродолжительно, только телохранители, слуги и гвардии царей и фараонов служили бессрочно.

Подготовка войск также была различной. Воин кочевник «воин не знающий усталости в походе, легко переносящий всякое лишение, хитрый и ловкий», с раннего детства проводит свою жизнь в седле и в вечном движении. Арабский летописец IX в. ал-Джазих пишет: «если бы ты изучил длительность жизни тюрка и сосчитал его дни, то нашел бы, что он сидел на спине своей лошади больше, чем на поверхности земли».

Итак, основами боевой подготовки саков являлись: искусство верховой езды, стрельба из лука и добавим к этому, владение приемами борьбы (единоборства). Древние летописцы отмечали характерную для обитателей степи верность традициям кочевой жизни, ее неписаным законам, так, при столкновениях с врагами мужчины вооружались, избирали предводителя и отправлялись в поход, оставляя хозяйство на попечении женщин. Нарушение воинской дисциплины, обнажение оружия против ближнего каралось смертью. Каждый человек знал, из какого он рода - племени и где находятся места его родных кочевий, был уверен: случись беда, набег врага, приди болезнь или старость — сородичи не бросят несчастного одного, защитят, всегда для него найдут пищу и кров.

Любую войну можно выиграть, только опираясь на народ. Народ может поддерживать или отвергать войну, принимать в ней активное или пассивное участие, выступать творцом новейших средств, форм и способов ее ведения, если политические цели совпадают с интересами всех слоев общества. Коренным интересам народов отвечают справедливые войны.

Именно саки в борьбе с персидскими войсками и македонцами вели справедливую войну, они защищали свою страну от порабощения, поэтому целесообразно подчеркнуть высокий моральный дух воинов, жажду мести и гнева, силу и упорство, их свободолюбие и нежелание быть угнетенными.

Вполне очевидно, что никакие, даже самые эффективные, средства борьбы не могут обеспечить быстрое и решительное поражение противника в случае отсутствия моральной и психологической готовности воинов к вооруженной борьбе. Высокая политико-моральная и психологическая подготовка людей, профессиональное мастерство, способствуют развитию средств, форм и способов ведения боевых действий. Победа в бою зависит от дисциплинированности войск, уме­ния беспрекословно выполнять приказы, самоотверженности и храбрости воинов. О высокой дисциплине в армии массагетов говорит такой пример: «почти мгновенно беспечный, безалаберный лагерь кочевников превратился в огромное конное войско». Таковы славные страницы борьбы наших предков за свободу и независимость от иноземных поработителей, дошедшие до нашего времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: