С научной точки зрения законом можно считать "необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе"1.
Законы управления представляют собой установленные теоретическим или эмпирическим способами и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижения.
Согласно сложившейся практике законы управления принято делить на две основные группы.
Законы, относящиеся к первой группе, называют объективными. Это законы, свойственные управлению в целом.
Объективные законы выражают зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов. Менеджер должен учитывать неизбежность действия этих законов, чтобы использовать их на благо организации и избегать возможных отрицательных последствий.
Законы второй группы носят название субъективных. Такие законы призваны фиксировать зависимости, формируемые по воле человека для достижения каких-либо глобальных целей. Как правило эти законы затрагивают отдельные стороны, подсистемы и элементы управления.
Учитывая вышеизложенное, всю совокупность закона, используемых в менеджменте, можно разделить уже не на две, а на три группы.
К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. В качестве примера здесь можно привести закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления, закон единства системы управления, закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связей в системе управления, экономической природе отношений между ее подсистемами и др.
Во вторую группу входят частные, или субъективные, законы управления, посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы управления в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций управления, закон сокращения числа ступеней управления, закон распространенности контроля.
К третьей группе целесообразно отнести законы, не связанные непосредственно с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организации.
К законам третьей группы относятся экономические, юридические, социальные и иные закон» Такие законы можно обозначить термином «специальные».
Основные виды законов управления, относящиеся к трём вышеперечисленным группам, будут подробно рассмотрения и охарактеризованы ниже.
Содержание и сущность общих законов управления
Как уже было отмечено в предыдущем параграфе, объективными или общими законами управления принято считать законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов.
К общим законам управления относятся:
1. Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления.
2. Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления.
3. Закон единства системы управления.
4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.
5. Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связей в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами.
6. Закон единства действий законов управления.
2.3. Частные законы управления
Частными законами принято считать законы управления, присущие его отдельным сторонам, подсистемам и их элементам.
Среди частных законов управления можно выделить законы, относящиеся к управляющей подсистеме, законы организации (т. е. управляемой подсистемы) и др.
К частным законам, касающимся управляющей подсистемы, относятся:
1. Закон изменения функций управления.
2. Закон сокращения числа ступеней управления.
3. Закон концентрации функций управления.
4. Закон распространения и контроля.
Закон изменения функций управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других.
Сущность закона сокращения числа ступеней управления заключается в том, что чем меньше уровней управления в структуре организации, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее.
Закон концентрации функций управления устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентраций функций на каждой ступени управления, а следовательно, к росту численности управленческого персонала.
Согласно закону распространения и контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя.
2.4. Специальные законы управления
Специальные законы управления представляют собой законы, которые не связаны непосредственно с управлением, но способны оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К специальным законам относятся экономические, юридические, социальные и иные законы.
Специальные законы являются служебными законами управления. Они неразрывно связаны со спецификой деятельности организации. Например, для организаций, работающих в сфере тяжелого машиностроения, большое значение имеют законы механики, на которых основывается порядок проектирования и изготовления машин и оборудования. Для предприятий пищевой и фармацевтической промышленности особенно важны законы химии, без применения которых невозможна разработка и осуществление технологических процессов в этой области.
Однако среди специальных законов управления есть и такие, которые могут или должны применяться.на любых предприятиях независимо от специфики их деятельности или организационно-правовой формы. Это экономические законы, регламентирующие порядок осуществления любой коммерческой деятельности, и юридические законы, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов друг с другом и с органами государственной власти.
Рассмотрим более подробно содержание и сущность экономических и юридических законов.
Кэмпбелл Р. Макконелл и Стэнли Л. Брю определяют экономический закон как обобщение мотивов и практики экономического поведения индивидов и институтов1.
Среди экономических законов, способных оказать. существенное влияние на эффективность функционирования хозяйственной организации, можно выделить: закон возрастающих вмененных издержек, закон спроса, закон предложения, закон убывающей отдачи, закон убывающей предельной полезности и др.
Закон возрастающих вмененных издержек непосредственно связан с производством продукции и гласит, что по мере увеличения производства продукта вмененные (предельные) издержки производства каждой новой единицы продукта возрастают.
Законы спроса и предложения необходимо учитывать в процессе планирования, прогнозирования и осуществления деятельности организаций, работающих в сфере оптовой и розничной торговли.
Закон спроса, отражает обратную связь между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определенного периода времени.
Закон предложения констатирует прямую связь между ценой и величиной предложения товара или услуги в течение определенного периода.
|
Закон убывающей отдачи может быть одинаково полезен для организаций, работающих в любой сфере бизнеса. Он характеризует ситуации, когда последовательные равные приросты переменного ресурса добавляются к постоянным ресурсам сверх какого-то определенного уровня их использования, а предельный продукт переменного ресурса сокращается.
Закон убывающей предельной полезности необходим для фирм или физических лиц, являющихся потребителями различных видов продукции, работ или услуг. Указанный закон формулируется следующим образом: по мере того как потребитель увеличивает потребление товара или услуги, предельная полезность каждой дополнительной единицы товара или услуги сокращается.
Действие закона убывающей предельной полезности можно проиллюстрировать на простом примере. Допустим, пассажир или матрос с корабля, потерпевшего крушение, попал на необитаемый остров, и среди прочих вещей ему удалось спасти несколько мешков пшеницы. Первый мешок он решил использовать как семена, чтобы на следующий год получить урожай. Второй мешок оставил для употребления в пищу. Из пшеницы в третьем мешке решил изготовить алкогольный напиток. И наконец, четвертый мешок — употребить на кормление прирученных им попугаев. Теперь предположим, что один из мешков, например, третий, пришел в негодность. Что сделает человек? Перестанет кормить попугаев. Если в негодность придут первый или второй мешки, он поступит аналогичным образом. Таким образом можно сделать вывод о том, что четвертый мешок гораздо менее ценен, чем третий, третий ценен менее, чем второй, и так далее.
Теперь поговорим о юридических законах. К юридическим законам, оказывающим влияние на управление организацией, можно отнести:
• Гражданский кодекс, который регулирует вопросы создания, государственной регистрации и реорганизации хозяйственных предприятий любых форм собственности и Целей деятельности, а также устанавливает порядок заключения и реализации различных сделок коммерческого и некоммерческого характера.
• Налоговый кодекс, устанавливающий порядок, виды и формы налогообложения юридических и физических лиц в зависимости от их статуса и характера деятельности.
• Таможенный кодекс "О таможенном тарифе", регламентирующие осуществление внешнеэкономической деятельности.
• Закон "О сертификации продукции и услуг", определяющий порядок организации и проведения экспертных испытаний продукции, услуг и процессов с последующей выдачей сертификата соответствия иди права пользования знаком соответствия.
• Закон "О стандартизации", устанавливающий правила разработки и утверждения стандартов на выпускаемую продукцию.






