Законы управления

С научной точки зрения законом можно считать "необ­ходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся от­ношение между явлениями в природе и обществе"1.

Законы управления представляют собой установленные теоретическим или эмпирическим способами и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижения.

Согласно сложившейся практике законы управления принято делить на две основные группы.

Законы, относя­щиеся к первой группе, называют объективными. Это законы, свойственные управлению в целом.

Объективные зако­ны выражают зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов. Менеджер должен учиты­вать неизбежность действия этих законов, чтобы использо­вать их на благо организации и избегать возможных отри­цательных последствий.

Законы второй группы носят название субъективных. Такие законы призваны фиксировать зависимости, форми­руемые по воле человека для достижения каких-либо гло­бальных целей. Как правило эти законы затрагивают от­дельные стороны, подсистемы и элементы управления.

Учитывая вышеизложенное, всю совокупность закона, используемых в менеджменте, можно разделить уже не на две, а на три группы.

К первой группе относятся общие (объективные) зако­ны управления. В качестве примера здесь можно привести закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления, закон единства системы управ­ления, закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связей в системе управления, экономической природе отношений между ее подсистемами и др.

Во вторую группу входят частные, или субъективные, законы управления, посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы управления в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций управления, закон сокращения числа ступеней управления, закон распространенности контроля.

К третьей группе целесообразно отнести законы, не связанные непосредственно с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты дея­тельности организации.

К законам третьей группы относятся экономические, юридические, социальные и иные закон» Такие законы можно обозначить термином «специальные».

Основные виды законов управления, относящиеся к трём вышеперечисленным группам, будут подробно рассмотрения и охарактеризованы ниже.

Содержание и сущность общих законов управления

Как уже было отмечено в предыдущем параграфе, объективными или общими законами управления принято считать законы, свойственные управлению в целом и вы­ражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов.

К общим законам управления относятся:

1. Закон соответствия социального содержания управ­ления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления.

2. Закон преимущественной эффективности сознатель­ного и планомерного управления.

3. Закон единства системы управления.

4. Закон соотносительности управляющей и управляе­мой систем.

5. Закон соответствия содержания и форм прямой и об­ратной связей в системе управления экономической приро­де отношений между ее подсистемами.

6. Закон единства действий законов управления.

2.3. Частные законы управления

Частными законами принято считать законы управле­ния, присущие его отдельным сторонам, подсистемам и их элементам.

Среди частных законов управления можно выделить за­коны, относящиеся к управляющей подсистеме, законы организации (т. е. управляемой подсистемы) и др.

К частным законам, касающимся управляющей подсис­темы, относятся:

1. Закон изменения функций управления.

2. Закон сокращения числа ступеней управления.

3. Закон концентрации функций управления.

4. Закон распространения и контроля.

Закон изменения функций управления гласит, что по­вышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убы­вание значения других.

Сущность закона сокращения числа ступеней управле­ния заключается в том, что чем меньше уровней управле­ния в структуре организации, тем при прочих равных ус­ловиях управление эффективнее и оперативнее.

Закон концентрации функций управления устанавлива­ет, что управление объективно стремится к большей кон­центраций функций на каждой ступени управления, а следо­вательно, к росту численности управленческого персонала.

Согласно закону распространения и контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и воз­можностями контроля их действий со стороны руководителя.

2.4. Специальные законы управления

Специальные законы управления представляют собой за­коны, которые не связаны непосредственно с управлением, но способны оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К специальным законам относят­ся экономические, юридические, социальные и иные законы.

Специальные законы являются служебными законами управления. Они неразрывно связаны со спецификой дея­тельности организации. Например, для организаций, рабо­тающих в сфере тяжелого машиностроения, большое зна­чение имеют законы механики, на которых основывается порядок проектирования и изготовления машин и оборудо­вания. Для предприятий пищевой и фармацевтической про­мышленности особенно важны законы химии, без примене­ния которых невозможна разработка и осуществление тех­нологических процессов в этой области.

Однако среди специальных законов управления есть и такие, которые могут или должны применяться.на любых предприятиях независимо от специфики их деятельности или организационно-правовой формы. Это экономические законы, регламентирующие порядок осуществления любой коммерческой деятельности, и юридические законы, регу­лирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов друг с другом и с органами государственной власти.

Рассмотрим более подробно содержание и сущность эко­номических и юридических законов.

Кэмпбелл Р. Макконелл и Стэнли Л. Брю определяют эко­номический закон как обобщение мотивов и практики эко­номического поведения индивидов и институтов1.

Среди экономических законов, способных оказать. суще­ственное влияние на эффективность функционирования хо­зяйственной организации, можно выделить: закон возрас­тающих вмененных издержек, закон спроса, закон предло­жения, закон убывающей отдачи, закон убывающей предельной полезности и др.

Закон возрастающих вмененных издержек непосредственно связан с производством продукции и гласит, что по мере увели­чения производства продукта вмененные (предельные) издержки производства каждой новой единицы продукта возрастают.

Законы спроса и предложения необходимо учитывать в процессе планирования, прогнозирования и осуществления деятельности организаций, работающих в сфере оптовой и розничной торговли.

Закон спроса, отражает обратную связь между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение опреде­ленного периода времени.

Закон предложения констатирует прямую связь между ценой и величиной предложения товара или услуги в течение определенного периода.


Закон убывающей отдачи может быть одинаково поле­зен для организаций, работающих в любой сфере бизнеса. Он характеризует ситуации, когда последовательные рав­ные приросты переменного ресурса добавляются к посто­янным ресурсам сверх какого-то определенного уровня их использования, а предельный продукт переменного ресур­са сокращается.

Закон убывающей предельной полезности необходим для фирм или физических лиц, являющихся потребителями различных видов продукции, работ или услуг. Указанный закон формулируется следующим образом: по мере того как потребитель увеличивает потребление товара или ус­луги, предельная полезность каждой дополнительной еди­ницы товара или услуги сокращается.

Действие закона убывающей предельной полезности можно проиллюстрировать на простом примере. Допустим, пассажир или матрос с корабля, потерпевшего крушение, попал на необитаемый остров, и среди прочих вещей ему удалось спасти несколько мешков пшеницы. Первый мешок он решил использовать как семена, чтобы на следующий год получить урожай. Второй мешок оставил для употреб­ления в пищу. Из пшеницы в третьем мешке решил изгото­вить алкогольный напиток. И наконец, четвертый мешок — употребить на кормление прирученных им попугаев. Те­перь предположим, что один из мешков, например, тре­тий, пришел в негодность. Что сделает человек? Переста­нет кормить попугаев. Если в негодность придут первый или второй мешки, он поступит аналогичным образом. Таким образом можно сделать вывод о том, что четвертый мешок гораздо менее ценен, чем третий, третий ценен ме­нее, чем второй, и так далее.

Теперь поговорим о юридических законах. К юридичес­ким законам, оказывающим влияние на управление орга­низацией, можно отнести:

Гражданский кодекс, который регулирует вопро­сы создания, государственной регистрации и реорганиза­ции хозяйственных предприятий любых форм собственнос­ти и Целей деятельности, а также устанавливает порядок заключения и реализации различных сделок коммерческо­го и некоммерческого характера.

Налоговый кодекс, устанавливающий порядок, виды и формы налогообложения юридических и физических лиц в зависимости от их статуса и характера деятельности.

Таможенный кодекс "О таможенном тарифе", регламентирующие осуществление внешнеэконо­мической деятельности.

Закон "О сертификации продукции и услуг", оп­ределяющий порядок организации и проведения эксперт­ных испытаний продукции, услуг и процессов с последующей выдачей сертификата соответствия иди права пользо­вания знаком соответствия.

Закон "О стандартизации", устанавливающий пра­вила разработки и утверждения стандартов на выпускае­мую продукцию.




double arrow
Сейчас читают про: