Спрос и предложение: их характеристика, законы

Спрос - денежное выражение потребности в данном товаре. Он определяется количеством товара, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Выражает обратную зависимость между ценой и количеством покупаемого товара. Количество товара, на которое предъявлен спрос, называется объемом спроса. Графически спрос можно представить в виде следующей кривой.

P - цена, Q - количество приобретенного товара.

Кривая спроса - это геометрическое место точек, фиксирующих цены, которые обеспечивают сбыт без очередей и без затоваривания (полный сбыт) различных объемов данного товара. Факторы, обеспечивающие параллельный перенос кривой спроса: общий объем рынка; уровень среднего дохода; наличие товаров - заменителей; вкус; мода.

Предложение - количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене, или физический объем поставок товаров на рынок при данной цене. Выражает прямую зависимость между ценой и количеством товара. Объем предложения - это количество товаров или услуг, которое может быть предложено для реализации в определенный промежуток времени по данной цене.

Более высокие цены увеличивают доход от реализации продукции, стимулируя тем самым выпуск дополнительной. Кроме того, по мере роста объема предложения рост средних и предельных издержек производства вызывает необходимость повышения цен. Таким образом, закон предложения отражает прямо пропорциональную зависимость между ценой и объемом предложения.

Графически предложение изображается следующей кривой.

P - цена, Q - количество предлагаемого к продаже товара.

Главным фактором, определяющим изменение характера кривой предложения, являются издержки производства, которые в свою очередь определяются: уровнем развития научно-технического прогресса; режимом экономии; уровнем организации и управления производством и некоторыми другими.

Законы спроса и предложения:

1) Закон спроса: чем выше цена товара, тем меньше его количество люди готовы купить, и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара люди готовы купить.

Закон спроса утверждает, что существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса. В его основе лежат три причины: 1) эффект нового покупателя, 2) эффект замещения и 3) эффект дохода.

2) Закон предложения: чем выше цены, тем больше величина предложения товара; чем ниже цена, тем величина предложения меньше. Если по некоторой цене величина предложения товара превысит величину спроса на него, то на рынке возникает избыток этого товара; если же величина спроса на товар будет больше величины его предложения, то товар станет дефицитным. Цена, при которой величины спроса и предложения товара совпадают, называется равновесной. Она находится на пересечении кривых спроса и предложения.

Закон спроса характеризует поведение потребителей, закон предложения – поведение производителей (продавцов). Закон спроса выражает обратную зависимость количества товара от его цены.

На предложение влияет 2 вида факторов.

1. Ценовые факторы - связаны непосредственно с динамикой цен на товары и услуги.

2. Неценовые факторы:

1) изменение цен на ресурсы. Для производства фирма закупает сырье и оборудование. При повышении их стоимости издержки предприятия становятся слишком высокими, и фирма вынуждена сокращать масштабы производства, что вызывает снижение величины предложения на рынке;

2) разработка новых технологий позволяет фирме повысить эффективность производства и количество произведенного продукта;

3) динамика величины налогообложения. Налоги представляют собой регулярные отчисления из бюджета фирмы в казну государства. Их увеличение вызывает сжатие объемов производства и, как следствие, снижение предложения;

4) изменение цен на другие товары. Повышение уровня цен на один товар вызывает сокращение предложения товаров-заменителей (масло и маргарин) и рост поставки товаров-дополнителей (бензин и автомобили);

5) численность продавцов на рынке. При совершенной конкуренции множество фирм производят однородный товар. Это может привести к нарушению динамики предложения, поскольку поставка продукции увеличивается, что не соответствует величине спроса;

6) монополизм подразумевает сосредоточение функции контроля цен в руках одной организации. Фирмы-монополисты устанавливают завышенные цены на свой продукт, несоразмерные с его ценностью и издержками производства.

12. Механизм образования рыночной цены.

Конкретные цены на товары и их динамика являются результатом комплексного и одновременного влияния всей совокупности факторов. В настоящее время в практике сложилась следующая укрупненная классификация групп факторов, воздействующих на цену:

1. экономические;

2. технические;

3. технологические;

4. политические;

5. психологические.

Ценообразующие факторы оказывают далеко не равнозначное воздействие на процесс формирования цен. К наиболее существенным факторам ценообразования относятся:

-государственное регулирование ценообразования;

-потребители;

-издержки предприятия;

-конкуренция;

-участники каналов товародвижения.

Государственное регулирование ценообразования имеет существенное значение для формирования цен. В основном государство влияет на процесс ценообразования административными мерами: “замораживание” рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен, установление предельного уровня цен, запрет на демпинг, на недоброкачественную ценовую рекламу.

Ценовые решения основываются на анализе потребительского поведения, который предполагает изучение следующих составляющих: ценовой эластичности спроса и сегментации потребителей.

Ценовая эластичность спроса отражает реакцию покупателей на изменение цен, проявляющуюся в изменении объема продаж.

Спрос называют эластичным, когда небольшое изменение цены влечет за собой большое изменение объема спроса (Ед > 1). Спрос неэластичен, если изменение цены не оказывает существенного влияния на спрос (Ед < 1).

Существует также единичная эластичность, при которой некоторое относительное изменение цены вызывает такое же относительное изменение спроса (Ед = 1). Спрос, в свою очередь, зависит от таких факторов, как доступность товаров-заменителей или аналогов, степень необходимости товара для потребителя.

Следует учитывать значимость цен для различных сегментов рынка, поскольку потребители могут воспринимать их по-разному.

Потребителей или покупателей можно подразделить на четыре категории:

- экономные покупатели; основной их интерес касается ценности покупки, они обладают высокой чувствительностью к ценам, качеству и ассортименту;

- персонифицированные покупатели; при выборе опираются на образ продукции, обслуживание, ценам уделяется меньшее внимание;

- этичные покупатели; сохраняют приверженность избранному товару и готовы пожертвовать более низкими ценами и широтой ассортимента товаров-заменителей;

- апатичные покупатели; основное внимание уделяют удобству (расположение торговой точки и др.).

Анализ потребительского поведения не ограничивается исследованием перечисленных факторов, поскольку они основываются на рациональном поведении потребителей. В действительности потребительское поведение не всегда рационально и может не соответствовать теоретической модели. Большое значение могут иметь такие факторы, как привычка пользоваться услугами определенных магазинов, привлекательный товарный ассортимент, сервис, гарантийное обслуживание.

Среда, в которой цена контролируется рынком, характеризуется высокой степенью конкуренции, сходством товаров и услуг; при этом особое значение приобретает ценовая конкуренция.

Среда, в которой цена контролируется предприятием, характеризуется ограниченной конкуренцией, различием товаров и услуг.

Среда, в которой цена контролируется группой предприятии, характеризуется наличием нескольких крупных предприятий-товаропроизводителей, определяющих объем предложения и цены на рынке.

Среда, в которой цена контролируется правительством (коммунальные услуги, услуги общественного транспорта и др.), характеризуется тем, что правительственные органы определяют цену после получения информации от компаний, организаций или отраслей, на которые влияет это решение, а также от заинтересованных сторон (например, потребительских групп).

Каждый участник каналов товародвижения стремится приобрести лидирующую роль в установлении цены в целях увеличения объема реализации, получения достаточной доли прибыли, создания подходящего имиджа, обеспечения повторных покупок и т.д.

Для обеспечения гармоничного взаимодействия и согласия участников каналов товародвижения с решениями в определении цен производитель должен учитывать четыре фактора:

1. доля прибыли участников каналов (для покрытия их расходов и получения прибыли);

2. ценовые гарантии (для участников каналов обеспечиваются самые низкие цены на данный товар);

3. особые соглашения (производителем предлагаются скидки на ограниченный период времени и/или бесплатные товары для стимулирования закупок оптовой и розничной торговлей);

4. повышение цен и его воздействие на участников каналов (это повышение переносится на конечного потребителя или участники каналов компенсируют его за свой счет).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: