Концепция

Пояснительная методическая записка

К программе

«Остров Ро».


Оглавление

Название программы, краткое описание и содержание. 3

Условия смены. 3

Комплекс идей и педагогических задач. 3

Концепция. 3

Возрастные особенности. 4

Гипотеза. 6

Цели и задачи. 6

Содержание программы. 8

План по дням. 8

Мастер-классы. 11

Игровые мероприятия. 13

Приложения. 14

Материалы для прочих мероприятий. 14

Правила проезда в автобусе. 14

Игры в автобусе. 14

Расселение. 14

Игры на знакомство. 14

Правила проживания. 15


Название программы, краткое описание и содержание.

«Остров Ро» - программа детского развивающего отдыха, на которой участники попадают на необитаемый и играют в робинзонов. В результате игру дети учатся самостоятельности – самостоятельно строить шалаш, разводить костер, готовить еду, отвечать за свои поступки. После обретения определенных навыков участников ждет испытание – проживание микро группами на отдельных точках (место в лесу на берегу озера). Во время программы участники живут в палатках, спят в спальниках, самостоятельно заготавливают дрова и готовят еду на костре. Каждый сам выбирает себе программу испы­таний и приключений (степень сложности, форму участия и т.д.). В любое время, по договоренности с инструктором, можно купаться, кататься на лодках и байдарках (обязатель­но в спасжилетах), ловить рыбу, собирать грибы и ягоды, заниматься самосовершенствованием.

Условия смены.

Возраст участников: 10-16 лет.

Количество участников: 25-30 детей.

Продолжительность программы: 14 дней.

Место проведения и проживания: лес, палатки.

Трансферт: автобус на 40 человек.

Питание: пятиразовое (завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин).

Количество педагогов и их функции:

ü координатор – управляет работой команды, решает организационные вопросы;

ü завхоз – отвечает за оборудование и продукты питания;

ü врач – отвечает за здоровье детей;

ü 5 инструкторов – отвечают за бытовую и педагогическую составляющую жизни детей, создание условий для безопасного пребывания детей.

Комплекс идей и педагогических задач.

Концепция.

Одним из основных способов социализации и взросления ребенка является подражание. Дети, наблюдая за окружающим миром, пытаются копировать его, принимая и впитывая в себя все: начиная от умения говорить и ходить и заканчивая способом общения с миром. Каждый ребенок, познавая различные вещи, создает вокруг себя маленькую вселенную, в которой повторяет явления из жизни. Процесс подражания по своей сути является игрой ребенка (самый элементарный вид игры – подражание, копирование). В этой маленькой вселенной есть и отношения, и правила, и познание, и игры. Фельдштейн Д.И. отмечает, что детство «представляет собой особое состояние, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых… Специфика восхождения к взрослению определяется тем, что ребенок изначально как носитель социального реализует постоянно возможности освоения социального как активно действующий субъект»[1]. Таким образом, можно говорить о том, что деятельность ребенка (получение опыта через подражание, имитация) неразрывно связана с игрой, как со средством взросления.. Главный инструмент познание в детстве – игра. При этом ученые говорят, что «потенциал игры весьма многогранен. Игра – это ключ к пониманию того, как дети социализируются в настоящее время. Она помогает обрести стабильность и достичь изменений. Играя, дети учатся предвидеть будущие ожидания от них как от взрослых и приспосабливаться к этим ожиданиям»[2]. Следовательно, одна из важных функций игры – воспитательная, социализирующая.

Шангина И.И. в книге «Русские дети и их игры» отмечает, что многие родители в погоне за быстрым образованием детей уделяют мало внимания играм. А игра на протяжении многих лет была «способом подготовки детей к взрослой жизни»[3]. Игра – одно из самых древних занятий людей. Дети всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение ими нового социального опыта. Игра увлекает и включает ребенка в новые для него отношения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики, его отношения с окружающими людьми и самим собой. Сама природа игры уникальна: объединение в общем переживании, деятельном сотрудничестве, общей радости и горечи. Как говорил Мельников М.Н. в своей монографии, «на протяжении тысячелетий игры были незаменимым и почти единственным средством физической, военной и умственной подготовки детей, средством нравственного и эстетического воспитания».[4]

В настоящее время возрастает интерес к игре, как к способу воспитания детей. Игра органично вписывается в мир ребенка, для него это естественный путь познания мира. Через игру ребенок усваивает все то, что необходимо ему в дальнейшей жизни: знания, навыки, отношение к миру. Разработка игр, соответствующих возрастным особенностям и потребностям ребенка, является актуальной задачей современной педагогики. Все больше и больше времени ребенок уделяет обучению, а это лишь одна грань развития, и она связана с получение большого количества знаний. Во время же свободное от учебы, у ребенка стоят другие задачи – развиваться личностно. Грамотно организованный отдых ребенка позволяет ему получать то, что не дает школа. Организация досуговой деятельности ребенка – это организация его дополнительного образования. О.Е. Лебедев выделял следующие задачи дополнительного образования:

1. выбор взглядов, позиций, ценностей.

2. развитие познавательных сил и способностей, оценка своих познавательных возможностей, особенностей познавательной деятельности, выявление познавательных интересов.

3. выбор профессиональной деятельности, профессионального образования.

4. выбор среды развития, среды общения.

5. развитие способности к выбору позиций, к ценностно-ориентационной деятельности.

6. развитие способностей к познавательной деятельности через расширение числа возможностей выбора предметных областей, исходя из интересов и планов личности.

7. создание возможностей для практической деятельности и смены ее типов. Можно оценить свои интересы и сделать выбор.

8. создание возможности выбирать среду развития способностей[5].

Разработка игр детского развивающего отдыха должна быть основана на особенностях того возраста, который выбран, также должны быть усчитаны задачи, которые стоят именно перед дополнительным образованием, потому что в школе ребенок и так проводит много времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: