Тема 1. Общее учение о здоровье и болезни.
Определение понятий «здоровье» и «норма». Определение сущности болезни и ее основные признаки. Критерии болезни (жалобы больного, результаты объективного обследования, снижение приспособляемости и трудоспособности). Понятие «функциональная проба». Формы болезни: острейшая, острая, подострая, хроническая. Стадии болезни: начало болезни, стадия собственно болезни, исход. Принципы классификаций болезней. Определение понятий «патологическая реакция», «патологический процесс», «патологическое состояние». Формирование дефекта как результат развития стойкого патологического состояния.
Тема 2. Этиология. Внешние и внутренние факторы болезней. Причины и условия возникновения болезней.
Определение понятия «этиология». Классификация причин заболеваний: внешние (механические, химические, физические, биологические, социальные и психогенные) и внутренние (наследственность, конституция, возраст, пол). Условия возникновения и развития болезни (наследственная предрасположенность, патологическая конституция, ранний детский или старческий возраст, нарушения питания, переутомление, невротические состояния, ранее перенесенные болезни).
Тема 3. Конституция, наследственность.
Учение о конституции. Классификация типов конституции (Гиппократ, Гален, Кречмер, Черноруцкий). Связь типов конституции с болезнями. Значение возраста в возникновении и развитии болезней. Детский возраст и болезни. Старение и болезни. Понятия геронтологии, гериатрии, педиатрии.
Основные понятия. Клеточные структуры, участвующие в наследственности. Понятия «фенотип» и «генотип». Наследственная предрасположенность и генетическая индивидуальность.
Роль наследственных и средовых факторов в возникновении заболеваний. Патогенез наследственных заболеваний. Виды мутаций: генные, хромосомные, геномные. Основные классы наследственной патологии. Врожденная и наследственная патология.
Тема 4. Реактивность.
Определение понятия «реактивность». Определение понятия «резистентность». Виды реактивности. Биологическая реактивность. Иммунологическая реактивность. Индивидуальная реактивность. Патологическая реактивность. Возрастная реактивность. Понятия «гиперергия», «гипергия», «анергия».
Тема 5. Иммунитет и аллергия и их роль в возникновении и течении болезней.
Понятие «иммунитет». Иммунная система. Лимфоциты и макрофаги. Гуморальный и клеточный иммунитет. Виды иммунитета: видовой абсолютный и относительный иммунитет; приобретенный иммунитет и его подвиды; противовирусный иммунитет; антитоксический и антибактериальный. Механизм невосприимчивости к инфекционным болезням. Учение о фагоцитозе как основе воспалительной реакции.
Общий механизм аллергической реакции. Этиология аллергических заболеваний. Классификация аллергенов. Аллергическая реактивность. Классификация аллергических реакций. Патогенез аллергических реакций (стадии: иммунологическая стадия, стадия биохимической реакции и стадия комплекс-клинических реакций). Некоторые наиболее распространенные аллергические заболевания человека (поллиноз, крапивница, отек Квинке, анафилактический шок, сывороточная болезнь, лекарственная аллергия). Механизм аутоиммунизации.
Тема 6. Патогенез – учение о механизмах возникновения, развития и исходов болезней. Саногенез.
Определение понятия «патогенез» как учения о механизмах возникновения, развития и исхода болезни. Основное звено и «порочный круг» в патогенезе болезней. Защитно-компенсаторные процессы. Саногенез как комплекс механизмов физиологического и патофизиологического характера. Саногенез как механизм восстановления нарушений саморегуляции организма. Классификация саногенетических механизмов.
Тема 7. Общие и местные расстройства кровообращения; гиперемия, стаз, ишемия, инфаркт, тромбоз, эмболия, кровотечение и кровоизлияние.
Общая характеристика нарушения кровообращения. Сердечно-сосудистая недостаточность, нарушение кровообращения вследствие поражения клапанов сердца, нарушение кровообращения при врожденных пороках сердца. Артериальное и венозное полнокровие. Малокровие. Нарушение сосудистой проницаемости. Стаз – причины и механизмы развития. Понятие о сладж-феномене, агрегации, агглютинации. Тромбоз – причины возникновения, классификация тромбов, исходы тромбоза. Эмболия – виды эмболий, исходы. Понятие о кровотечении и кровоизлиянии, причины их возникновения; петехии, кровоподтеки, гематомы.
Тема 8. Нарушение тканевого питания, обмена веществ и роста тканей. Дистрофии, некроз, регенерация, опухоли.
Нарушение регуляции обмена веществ. Нарушение энергетического обмена. Нарушение основного обмена. Нарушение водно-электролитного обмена. Нарушение белкового обмена. Нарушение кислотно-основного равновесия.
Общая характеристика нарушений тканевого роста. Классификация изменений тканевого роста. Гипербиотические процессы: гипертрофия и гиперплазия, регенерация, опухоль. Гипобиотические процессы: атрофия, дистрофия, дегенерация. Атрофия физиологическая и патологическая, общая и местная. Дистрофия: этиопатогенез и морфогенез. Классификация дистрофий. Виды гипертрофии и гиперплазии (рабочая, корреляционная и регенерационная). Регенерация физиологическая, репаративная и патологическая. Понятие дегенерации.
Определение и общая характеристика новообразований. Этиопатогенез опухоли. Классификации новообразований. Особенности опухолевой ткани и влияние на организм.
Тема 9. Воспаление и лихорадка, как типичные патологические процессы.
Общая теория воспаления. Этиология, патогенез и морфогенез воспаления. Классификация воспалительных процессов. Клинические проявления. Нарушение кровообращения при воспалении. Нарушение обмена веществ в очаге воспаления. Воспаление и иммунологическая реактивность. Значение воспаления для организма.
Этиология и патогенез лихорадки. Центры терморегуляции. Стадии лихорадки. Типы температурных кривых. Гипертермия. Значение лихорадки.
Тема 10. Понятие и предмет тератологии. Классификация врожденных пороков развития, этиологические причины.
Понятие «тератология». Предпосылки роста показателей популяционной частоты врожденных пороков развития (ВПР). Понятие «врожденный порок развития» и его синонимы. Номенклатура патологических состояний в тератологии: агенезия, аплазия, атрезия, стеноз, эктопия и др. Классификация врожденных пороков развития по этиологическим факторам: наследственные, экзогенные, мультифакторные. Классификация ВПР по последовательности возникновения в организме: первичные и вторичные. Классификация ВПР по распространенности в организме: изолированные, системные, множественные. Классификация ВПР в зависимости от объекта воздействия вредящих факторов: гаметопатии, бластопатии, эмбриопатии, фетопатии. Классификация ВПР по анатомо-физиологическому признаку: ВПР органов и систем, множественные пороки развития (хромосомные болезни и генные синдромы).
Эндогенные причины врожденных заболеваний: «перезревание» половых клеток, возраст родителей, мутации хромосом, эндокринные заболевания матери и метаболические деформации. Экзогенные причины: физические факторы (радиационные и механические воздействия), химические факторы (неполноценное питание матери, гипоксия плода, лекарственные и химические вещества), биологические факторы (вирусы, микоплазмозы и протозойные инфекции).
Тема 11. Этапы индивидуального развития, критические периоды; пороки развития эмбриона и плода.
Основные этапы индивидуального развития организма: гаметогенез, оплодотворение, эмбриональный морфогенез, постэмбриональное развитие.
Патогенез врожденных пороков развития. Основные закономерности, характерные для патологии внутриутробного развития. Этапы индивидуального развития. «Критические периоды» внутриутробного развития. Тератогенные терминационные периоды.
Клинические методы исследования: анамнез, осмотр, дерматоглифика Морфологические методы исследования: патологоанатомический, эмбриологический, операционный, биопсийный. Генетические методы: генеалогический, цитогенетический, близнецовый и популяционно-статический.
Тема 12. Врожденные пороки и аномалии развития сенсорных систем. Аномалии развития наружного и внутреннего уха, аномалии развития глаз.
Классификация врожденных пороков и аномалий развития сенсорных систем. Аномалии развития наружного уха: микротия, макротия, осутствие ушных раковин, оттопыренность ушных раковин, атрезия наружного слухового прохода, аномалии развития барабанной перепонки. Аномалии развития среднего уха: аномалии развития барабанной полости, слуховых косточек, глоточной трубы. Аномалии развития внутреннего уха: полное отсутствие внутреннего уха, диффузные аномалии развития перепончатого лабиринта, ограниченные аномалии перепончатого лабиринта.
Аномалии развития органа зрения: анофтальмия, микрофтальмия, циклопия, врожденная катаракта, эпикант, врожденный птоз.
Тема 13. Комбинированные пороки и аномалии развития. Пороки развития опорно-двигательного аппарата. Дефекты развития трубчатых костей и позвоночника; аномалии мышц и мышечных сухожилий.
Эмбриогенез и пороки развития опорно-двигательного аппарата. Изолированные и системные пороки развития скелета и мышечной системы (остеохондродисплазии, мраморная болезнь, пороки развития позвоночника и грудной клетки: воронкообразная грудь, килевидная или плоская грудная клетка; аномалии нижних и верхних конечностей: конская стопа, пяточная стопа, косолапость, врожденный вывих бедра и др.). Локальные дефекты развития туловища: врожденное высокое положение лопатки, врожденные деформации ключицы, аплазия грудных мышц, оссифицирующий миозит и пр.