Б. Н. Назаровский – гражданин Перми

В различные времена в России всегда было много людей, которые прославляли русскую землю, были ее гордостью и легендой. Эти люди любили свой край, заботились о его богатстве и славе. Много таких людей и в Пермской земле. Одним из них был Борис Никандрович Назаровский, роль которого в развитии культуры Прикамья трудно переоценить.

Послужной список Назаровского обширен и разнообразен: журналист, ответственный редактор газеты «Звезда», член союза журналистов СССР, зам.председателя Пермского облисполкома, сотрудник и главный редактор Пермского книжного издательства, краевед, общественный деятель. Он всегда находился в гуще событий, на острие проблем. С энергией Борис Никандрович отстаивал перед Москвой и властями права местных авторов и местного издательства. На высокий уровень было поднято оформление книг и качество полиграфии. За короткий срок вокруг издательства объединилась интересная группа молодых художников. И вскоре Пермское книжное издательства начало получать дипломы и награды. В 1960-е годы были проведены первые выставки пермской книги, ставшие впоследствии традиционными.

Как краевед, он всеми силами старался сохранить и преумножить самобытную культуру Пермского края. Лишь благодаря этому человеку удалось не порвать связь времен: в новый герб города из старого, дореволюционного перенесли главный символ Пермского края – медведя. Именно Борис Никандрович отстоял дату основания Перми – 1723 г., при этом смело высказывал свою точку зрения, которая расходилась с общепринятой или официальной. Он одним из первых поднял вопрос о возвращении нашему городу его настоящего имени.

Являясь истинным патриотом своего края, Назаровский стремился сохранить самобытность культуры Прикамья. Одним из направлений деятельности краеведа было изучение и популяризация «пермского звериного стиля», а также создание в городе экспериментального камнерезного завода по производству сувениров Пермского края.

Звериный стиль, отличительной чертой которого является изображение животных, большей частью реальных, а иногда и фантастических, был распространен в древнем искусстве многих народов (например, в скифско-сарматском искусстве Северного Причерноморья и в искусстве плен Южной Сибири).

Пермский звериный стиль выделился как самостоятельное ответвление этого широко распространенного стиля древнего искусства.

Произведения звериного стиля были издавна известны населению под названием «чудских древностей». Под чудью разумелись племена, ранее населявших наш край, предки современных коми-пермяков, удмуртов, хантов и манси.

Ряд исследователей выделяют особенности, свойственные пермскому звериному стилю. Так Б.А. Оборин и Г.Н. Чагин считают, что, во-первых, в металлическом литье преобладают изображения животных местной фауны: лось, медведь, рысь, птица и т.д. Во-вторых, среди рассматриваемых изображений очень мало образов домашних животных (исключая коня). «Это говорит о том, что искусство звериного стиля возникло ранее, чем скотоводство и земледелие, во времена, когда хозяйство в основном еще заключалось в охоте и рыбной ловле.» В-третьих, плоские металлические бляшки с изображением сложных образов и композиций обычно находят не в местах поселений и не в могильниках, а в виде отдельных кладов, что свидетельствует о том, что эти предметы относятся к вещам обрядовым и отображают религиозные представления».

Таким образом, «не смотря на сходство со звериным стилем, распространенным у других древних народов, пермский звериный стиль - это особенное явление, свойственное только нашему краю».

Борис Никандрович Назаровский оценил не только историческую, но и художественную ценность произведений пермского звериного стиля. В своем знаменитом «Письме товарищам, любящим наш край» он указывал на необходимость популяризации древнего искусства Прикамья, а также производства сувениров Пермского края, основанного на народных промыслах и истории Урала.

Для достижения намеченных целей Назаровский предложил план: «предоставить художникам судить о ценности материала, организовать защиту диссертации на эту тему, устроить в галерее выставку, выпустить

телефильм и создать альбом произведений пермского звериного стиля, наладить выпуск пермских сувениров и организовать торговлю ими».

Итогом деятельности Б.Н. Назаровского стало создание и функционирование Пермского экспериментального камнерезного

завода, который начал выпуск сувениров, созданных на основе произведений пермского звериного стиля.

В январе 1966 года в Перми состоялась областная учредительная конференция общества охраны памятников истории и культуры. В состав областного совета был избран Б.Н. Назаровский. Он активно помогал становлению общества. Борис Никандрович предложил открыть в Перми камнерезный (впоследствии ювелирно-гранильный) завод.

Осенью 1968 года областной совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры собрал художников, искусствоведов, работников прессы, радио и телевидения на выставку уральского камня. Областной совет общества обратился с предложением в Центральный Совет об открытии в Перми экспериментально - художественного камнерезного завода, выпускающего сувениры из камня мягких, средних и главным образом твердых пород. Было принято решение создать в Перми камнерезный завод. «С 1 мая 1969 года приступил к своим обязанностям первый его директор инженер-геолог Игорь Эмильевич Залкинд. Пермь,

ул.Шмидта,40. Здесь в двухэтажном кирпичном доме обосновались пермские камнерезы».

Главный профиль завода – обработка твердого камня: мрамора, яшмы, агата и др. цветных камней Урала. В ходе резьбы были использованы мотивы искусства древних народов Прикамья и традиционные русские мотивы.

В короткие сроки уральские камнерезы добились признания. В 1974 году продукцию завода уже закупали фирмы Франции, Швеции, Японии.

Одно из главных направлений в работе мастеров стало производство ювелирных изделий. Это перстни, броши, кулоны и многое другое. Вторым направлением в работе была миниатюра, художественная роспись на камне.

Однако организованный по замыслам Назаровского ювелирно-гранильный завод долго не просуществовал, хотя его продукция занимала первые места на международных выставках. Предприятие, знаменитое своими мастерами финифти и других народных промыслов, местным властям не удалось спасти, завод был продан в частные руки.

Наследие Назаровского, его дела не канули в лету, а вошли в современную жизнь. Направление мысли Бориса Никандровича по сохранению и популяризации произведений народных промыслов и по организации производства сувениров по-прежнему актуально. Ведь знание своего исторического наследия обогащает духовный мир современного человека, воспитывает бережное отношение к памятникам прошлых эпох, рождает потребность сохранять и умножать культурные ценности для новых поколений.

Список использованной литературы:

1.Багдатьев Л. Завод продан с молотка.// Пермские Вести.5 июня 1995. С.4.

2.Градов В. Ювелир.//Молодая гвардия.8 октября 1972. С.3.

3.Гражданин Перми. Пермь, 1993. С.2

4.Грибова Л.С. Пермский звериный стиль. М., 1975 С.2.

5. Ерушникова В. Всему миру к лицу.// Вечерняя Пермь.31 декабря 1974. С.3.

6. Левин Л. В добрый путь.// 1. Вечерняя Пермь.3 марта 1987. С.4.

7. Надеждин Ю. Грани самоцветов.//Вечерняя Пермь. 30 июня 1969.С.3.

8.Максимов Н. Найти себя.// Советская женщина. 1983.№ 11. С.3.

9.Оборин В.А., Чагин Г.Н. Чудские древности Рифея. Пермь, 1998. С. 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: