Французская психологическая школа

Одним из центральных стал вопрос о соотношении сознательного и бессознательного в психике, влиянии бессознательных мотивов на поступки людей, их взаимоотношения друг с другом. Рибо пришел к выводу о необходимости строить пси­хологию на основе сравнительных и эволюционных принципов. Этот взгляд был связан с его идеей о необходимости построения психологии как точной, позитивной науки, в которой личные воз­зрения исследователей уходили бы на второй план, уступая место неопровержимым, экспериментально найденным доказательствам.

Рибо подчеркивал, что психические явления представляют собой, по сути, эпифеномены различных состояний мозга. Поэтому он считал необходимым изучать их в неразрывной связи с нервными процес­сами, подчеркивая, что психическое и физическое не разные сущ­ности, но стороны одного и того же явления.

Большое значение для развития эмпирической психологии имел разработанный Рибо метод «естественного эксперимента». Доказывая значение «естественного эксперимента», Рибо подчерки­вал, что психология не может оставаться наукой о белом, взрослом, образованном человеке, предлагая в качестве объекта психологи­ческого исследования триаду душевнобольной-дикарь-ребенок.

Рибо считал искусственным традиционное деление психических процессов на познавательные, эмоциональные и волевые, подчер­кивая их тесную взаимосвязь. Исследование внимания, мышления, воображения привело Рибо, как и Н.Н. Ланге, к мысли о большом значении двигательных компонентов в их развитии.

Одним из наиболее значимых открытий Рибо является сформу­лированный им закон обратного развития памяти. Он устанавли­вает порядок старческого ослабления памяти, ее утраты и процесса восстановления в случае временной потери памяти. По этому зако­ну, который также называется законом прогрессивного расстройства памяти, память утрачивается в направлении от нового к старому и от сложного к простому.

Развитие этого психологического направления было продол­жено учеником Ж. Шарко и коллегой Т.Рибо П.Жане (1859-1947). Он также пришел к выводу о том, что экспериментальная психоло­гия должна быть патологической, так как, зная психические болез­ни, можно изучать нормальную психику.

Жане занимался многими проблемами - разрабатывал методы исследования таких психических процессов, как восприятие, внима­ние, память; исследовал структуру сознания и личности, соотно­шение сознательного и бессознательного в содержании психики.

Он также считал, что психическая деятельность в ее примитивной, эле­ментарной форме есть деятельность автоматическая, в ее основе не лежит свобода воли. Доказывая вторичность природы воли, он писал о ее производности от объективного процесса, в котором непременно представлен другой человек.

Изучая структуру сознания, Жане подчеркивал, что все высшие проявления духа строятся на основе низших, где действие, чувство и разум слиты воедино. При этом высшие психические функции обладают важным качеством - единством (например, волевые дей­ствия, личность, которая подчиняет все поступки единой цели), они синтезируют все элементарные функции.

Жане выстроил трехуровневую структуру сознания: элементар­ные ощущения, затем память, а на ней базируется «Я», или лич­ность. Причем он разделял эти понятия, говоря о том, что личность по своей природе метафизична, неизменна и неделима, а идея о «Я» изменяется в течение жизни. При этом болезни затрагивают именно область «Я».

Жане также ввел в психологию такое важное понятие, как су­жение поля сознания. Поле сознания - это наибольшее число про­стых или относительно простых образов, которые одновременно могут находиться в одном и том же сознании, Вундт называл это «пункт внутреннего взора».

Исследование причин сужения поля сознания привело Жане к анализу очень важного для психологии вопроса о соотношении сознательного и бессознательного в человеческой психике. При этом он выстроил свою концепцию психики, отличную от известной теории Фрейда.

Родоначальником этого направления, получившего название французской социологической школы, стал Э.Дюркгейм (1858-1917). Развивая позитивистскую концепцию Конта, он стремился создать объективную социологию как науку об обществе, изучаю­щую особую духовную реальность. Он ввел термин «социологизм», под которым понимал несводимость социальной реальности к биологическим и психологическим явлениям. Общественные явле­ния необходимо связывать с особенной социальной средой, с оп­ределенным типом обществ, находя в его характеристиках причи­ны изучаемых феноменов.

Дюркгейм подчеркивал, что общество состоит из индивидов, но это не простое соединение частей, общества нет там, где есть одни только индивиды. Над индивидом стоит высшая духовная власть - коллектив. Целью коллективной жизни, по его мнению, является интеграция индивидов в сообщества, которые наделяют­ся моральным авторитетом и потому способны выполнять воспи­тательную функцию.

Главная идея Дюркгейма о том, что коллек­тивное сознание отличается от индивидуального, так как развива­ется по своим законам, а не является результатом или выражением индивидуальных сознаний. При этом под коллективным сознани­ем он понимал «совокупность общих верований и чувств, свойст­венных в среднем членам какого-либо общества». Так он пришел к выводу о том, что индивид возникает из общества, а не общест­во из индивидов, поскольку свойства социальной системы не мо­гут быть объяснены суммой элементов или сведены к ней.

Изучением социальных контактов людей и их влияния на пси­хику отдельного человека занимался также Г.Тард (1843-1904). Он был не согласен с концепцией социологизма Дюркгейма, главным образом с его мыслями о механизмах формирования коллективных представлений. Тард выдвинул концепцию, согласно которой основой соци­альных связей личности служат три фактора: подражание, изобре­тение и оппозиция (противодействие инновациям).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: