| связанные с сюжетом | прямо не связанные с сюжетом |
| Функции: - переход от одного повествовательного плана к другому; - приостановка действия перед кульминационными моментами (перед объяснением Татьяны с Евгением, сном Татьяны, дуэлью); - обращение к читателю, связь лирического и эпического планов повествования | |
| Могут состоять из одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру»), из нескольких строф (прощание с читателем) | |
| Тематика: о дружбе, женщинах, юности, ирония над завистью и душевной ленью, споры о литературном языке и т. д. | |
| С помощью лирических отступлений вводится среднерусский пейзаж: «волшебница» зима, «мелькнувшее» лето, осень — «довольно скучная пора», весна — грустное время любви. Пушкин-реалист рисует картины природы, играющие важную композиционную роль, просто, без традиционных метафор и эпитетов |






