Я жил тогда в Одессе пыльной

А где, бишь, мой рассказ несвязный?

В Одессе пыльной, я сказал...

И весь "Евгений Онегин" кончается неконченной фразой: 203. Итак, я жил тогда в Одессе.

Свобода романа была в его развертывании, не только сюжетном, но и стилистическом:

Собранье пестрых глав,

Полусмешных, полупечальных,

Простонародных, идеальных.

Ср. подоснову стиховой речи I главы (установка на светскую речь и отсюда галлицизмы) с подосновой последней (разговорные интонации прозаического типа: "А он не едет..." "А Татьяне и дела нет..." "а он упрям").

Свободным оказался в результате самый жанр. Вследствие непрестанных переключений из плана в план жанр оказался необязательным, разомкнутым, пародически скользящим по многим замкнутым жанрам одновременно. Он скользит по жанру прозаического романа, типа вальтер-скоттовского и романа сентиментального:

Почтенный замок был построен

Как замки строиться должны

(гл. II)

Господ соседственных селений

Ему не нравились пиры

(гл. II)

Но прежде просит позволенья

Пустынный замок навещать

(гл. VII)

Она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам

(гл. VII)

Одновременно, в силу стиховой организации, подготовленная ироническими метонимиями (Приамы, Автомедонты, сельские циклопы) выплывает пародия на эпопею:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: