В.К. Тредиаковский. (2 часа)

Роль В.К. Тредиаковского в русской литературе XVIII в. Теоретико-литературная и переводческая деятельность. «Езда в остров Любви» - первый русский галантный роман. Жанровая природа, объединение стихов и прозы. «Поздний» Тредиаковкий: философско-политические поэмы «Аргенида», «Тилемахида», «Феоптия». Лирика Тредиаковского.

М.В. Ломоносов. (2 часа)

Биография и мировоззрение Ломоносова. Наука и религия в его художественной системе. «Утреннее» и «Вечернее» «размышления о Божием величестве», «Ода, выбранная из Иова». Жанровые варианты оды в литературе XVIII в. Ода и поэма в творчестве Ломоносова. Соотношение типов текста. Специфика поэмного стихотворного повествования и причины периферийного характера жанра поэмы в русской литературе первой половины XVIII в. Поэтика торжественной оды: образ лирического героя, композиция. «Сопряжение далековатых идей» как особенность стиля. Жанровые традиции. Ода и проповедь: функциональное родство, библейская символика, образы монарха, географическая экзотика. Вывод: этикетный сюжет оды, одический канон.

А.П. Сумароков. (2 часа)

Жанр трагедии в русской литературе XVIII в. Специфика трагического конфликта. Трагическое в античности и европейском классицизме. Поэтика трагедии Сумарокова: связь с европейской трагедией и национальные особенности. Полемика Тредиаковского с Сумароковым по поводу «единства действия». Стиль трагедий Сумарокова. Связь комедии и трагедии. Типология комедийного жанра у Сумарокова: памфлет, интрига, бытописание. Поэтика: сюжет, амплуа героев, идея случайности, развязка, стиль. Причины продуктивности жанра комедии в XVIII - XIX вв.

Д.И. Фонвизин. (4 часа)

Комедиография Фонвизина: становление жанра высокой комедии. «Бригадир»: интрига, статичность сюжета, традиционность развязки (случайность). Амплуа героев. Оригинальность образа бригадирши. Стиль: религиозная и «животная» лексика. «Недоросль». Уровни поэтики текста: интрига, социальная тема, типология героев, духовно-нравственные мотивы. Трагедийные интонации, проблема развязки. Влияние «Недоросля» на драматургию 2-й пол. XVIII - нач. XIX вв.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: