Числа оборотов валов и угловые скорости:
n1 = nдв = 890 об/мин w1 = 890π/30 = 93,2 рад/с
n2 = n1/u1 = 890/2,78=320 об/мин w2=320π/30 = 33,5 рад/с
n3 = n2/u2 =320/20 = 16 об/мин w3= 16π/30 = 1,68 рад/с
Фактическое значение скорости вращения колонны
v = πDn3/6·104 = π·200·16/6·104 = 0,17 м/с
Отклонение фактического значения от заданного
δ = 0 < 5%
Мощности передаваемые валами:
P1 = Pтр = 230 Вт
P2 = P1ηрпηпк = 230·0,97·0,995 = 222 Вт
P3 = P2ηчпηпк = 222·0,80·0,995 = 177 Вт
Крутящие моменты:
Т1 = P1/w1 = 230/93,2 = 2,5 Н·м
Т2 = 222/33,5 = 6,6 Н·м
Т3 = 177/1,68 = 105,3 Н·м
Результаты расчетов сводим в таблицу
Вал | Число оборотов об/мин | Угловая скорость рад/сек | Мощность кВт | Крутящий момент Н·м |
Вал электродвигателя | 93,2 | 0,230 | 2,5 | |
Ведущий вал редуктора | 33,5 | 0,222 | 6,6 | |
Ведомый вал редуктора | 1,68 | 0,177 | 105,3 |
4 Выбор материалов червячной передач и определение допускаемых напряжений
Принимаем, согласно рекомендациям [1c.53], для червяка сталь 45 с закалкой до твердости >HRC45.
Ориентировочное значение скорости скольжения:
vs = 4,2uw310-3M21/3 = 4,2×20,0×1,68×10-3×105,31/3 = 0,67 м/с,
|
|
при vs <2 м/с рекомендуется [1 c54] чугун СЧ15, способ отливки – в землю: sв = 315 МПа.
Допускаемые контактные напряжения:
[s]H = 200 – 35vs = 200 – 35×0,67 = 176 МПа.
Допускаемые напряжения изгиба при реверсивной передаче:
[s]F = 0,075sвKFL,
где КFL – коэффициент долговечности.
KFL = (106/NэН)1/9,
где NэН – число циклов перемены напряжений.
NэН = 573w3Lh = 573×1,68×35000 = 3,3×107.
KFL = (106/3,3×107)1/9 = 0,678
[s]F = 0,075×315×0,678 = 16 МПа.
Таблица 3.1
Механические характеристики материалов червячной передачи
Элемент передачи | Марка стали | Термоо-бработка | σв | σ-1 | [σ]Н | [σ]F |
Н/мм2 | ||||||
Червяк | Закалка >HRC45 | |||||
Колесо | СЧ15 |
5 Расчет закрытой червячной передачи
Межосевое расстояние
= 61(105,3·103/1762)1/3 = 92 мм
принимаем аw = 100 мм
Основные геометрические параметры передачи
Модуль зацепления:
m = (1,5¸1,7)aw/z2,
где z2 – число зубьев колеса.
При передаточном числе 20,0 число заходов червяка z1 = 2, тогда число зубьев колеса:
z2 = z1u = 2×20,0 = 40
m = (1,5¸1,7)100/40 = 3,7¸4,3 мм,
принимаем m = 4,0 мм.
Коэффициент диаметра червяка:
q = (0,212¸0,25)z2 = (0,212¸0,25)40 = 8,5¸10
принимаем q = 10
Коэффициент смещения
x = a/m – 0,5(q+z2) = 100/4,0 – 0,5(10+40) = 0
Фактическое значение межосевого расстояния:
aw = 0,5m(q+z2+2x) = 0,5×4,0(10+40 – 2×0) = 100 мм
Делительный диаметр червяка:
d1 = qm =10×4,0 = 40 мм
Начальный диаметр червяка dw1 = m(q+2x) = 4,0(10-2·0) = 40.0 мм
Диаметр вершин витков червяка:
da1 = d1+2m = 40+2×4,0 = 48 мм.
Диаметр впадин витков червяка:
df1 = d1 – 2,4m = 40 – 2,4×4,0 = 30 мм.
Длина нарезной части червяка:
b1 = (10+5,5|x|+z1)m + C = (10+5,5×0+2)4,0+0 = 48 мм.
при х < 0 ® С = 0.
Делительный угол подъема линии витка:
|
|
g = arctg(z1/q) = arctg(2/10) = 11,31°
Делительный диаметр колеса:
d2 = mz2 = 4,0×40 = 160 мм.
Диаметр выступов зубьев колеса:
da2 = d2+2m(1+x) = 160+2×4,0(1+0) = 168 мм.
Диаметр впадин зубьев колеса:
df2 = d2 – 2m(1,2 – x) = 160 – 2×4,0(1,2 – 0) = 150 мм.
Наибольший диаметр зубьев колеса:
dam2 = da2+6m/(z1+2) = 168+6×4,0/(2+2) = 174 мм.
Ширина венца колеса:
b2 = 0,355aw = 0,355×100 = 36 мм.
Фактическое значение скорости скольжения
vs = uw2d1/(2000cosg) = 20×1,68×40/(2000cos11,31°) = 0,68 м/с
Коэффициент полезного действия червячной передачи
h = (0,95¸0,96)tgg/tg(g+j)
где j = 3° - приведенный угол трения [1c.74].
h = (0,95¸0,96)tg11,31°/tg(11,31°+3°) = 0,75.
Силы действующие в зацеплении
Окружная на колесе и осевая на червяке:
Ft2 = Fa1 = 2Т3/d2 = 2×105,3×103/160 = 1316 H.
Радиальная на червяке и колесе:
Fr1 = Fr2 = Ft2tga = 1316×tg20° = 480 H.
Окружная на червяке и осевая на колесе:
Ft1 = Fa2 = 2Т2/d1 = 2×6,6×103/40 = 330 H.
Расчетное контактное напряжение
sН = 340(Ft2K/d1d2)0,5,
где К – коэффициент нагрузки.
Окружная скорость колеса
v2 = w3d2/2000 = 1,68×160/2000 = 0,13 м/с
при v2 < 3 м/с ® К = 1,0
sН = 340(1316×1,0/40×160)0,5 = 154 МПа,
недогрузка (176 – 154)100/176 =12,4% < 15%.
Расчетное напряжение изгиба для зубьев колеса
sF = 0,7YF2Ft2K/(b2m),
где YF2 – коэффициент формы зуба колеса.
Эквивалентное число зубьев колеса:
zv2 = z2/(cosg)3 = 40/(cos11,31°)3 = 42,4 ® YF2 = 1,52.
sF = 0,7×1,52×1316×1,0/(36×4,0) = 9,7 МПа.
Условие sF < [s]F = 16 МПа выполняется.
Так как условия 0,85<sH < 1,05[sH] и sF < [sF] выполняются, то можно утверждать, что устойчивая работа червячной закрытой передачи обеспечена в течении всего срока службы привода.
6. Расчет и проектирование клиноременной передачи открытого типа
Выбор ремня. По номограмме [1c83] выбираем ремень сечения О
Диаметры шкивов
Минимальный диаметр малого шкива d1min =63 мм [1c84]
Принимаем диаметр малого шкива на 1…2 размера больше d1 = 80 мм
Диаметр большого шкива
d2 = d1u(1-ε) = 80∙2,78(1-0,01) = 220 мм
где ε = 0,01 – коэффициент проскальзывания
принимаем d2 = 224 мм
Межосевое расстояние
a > 0,55(d1+d2) + h = 0,55(224+ 80) + 6,0 = 173 мм
h = 6,0 мм – высота ремня сечением О
принимаем а = 300 мм
Длина ремня
L = 2a + w +y/4a
w = 0,5π(d1+d2) = 0,5π(80+224) = 478
y = (d2 - d1)2 = (224 – 80)2 =20736
L = 2∙300 + 478 +20736/4∙300 = 1095 мм
принимаем L = 1120 мм
Уточняем межосевое расстояние
a = 0,25{(L – w) + [(L – w)2 – 2y]0,5} =
= 0,25{(1120 – 478) +[(1120 – 478)2 - 2∙20736]0,5} = 312 мм
Угол обхвата малого шкива
α1 = 180 – 57(d2 – d1)/a = 180 – 57(224- 80)/312 = 154º
Скорость ремня
v = πd1n1/60000 = π80∙890/60000 = 3,7 м/с
Окружная сила
Ft = Р/v = 0,23∙103/3,7 = 62 H
Допускаемая мощность передаваемая одним ремнем
Коэффициенты
Cp = 1,0 – спокойная нагрузка
Cα = 0,92 – при α1 = 154º
Cl = 1,0 – коэффициент влияния длины ремня
Сz = 0,95 – при ожидаемом числе ремней 2÷3
[Р] = Р0CpCαСlCz
P0 = 0,40 кВт – номинальная мощность передаваемая одним ремнем
[Р] = 0,40∙1,0∙0,92·0,95 = 0,35 кВт
Число ремней
Z = Р/[Р] = 0,23/0,35 = 0,7
принимаем Z = 1
Натяжение ветви ремня
F0 = 850Р /ZVCpCα =
= 850∙0,23/1∙3,7∙0,92∙1,0 = 57 H
Сила действующая на вал
Fв = 2FZsin(α1/2) = 2∙57∙1sin(154/2) = 112 H
Прочность ремня по максимальным напряжениям в сечении
ведущей ветви ремня
σmax = σ1 + σи+ σv < [σ]p = 10 Н/мм2
σ1 – напряжение растяжения
σ1 = F0/A + Ft/2zA = 57/47 + 62/2∙1∙47 = 1,87 Н/мм2
А = 47 мм2– площадь сечения ремня
σи – напряжение изгиба
σи = Eиh/d1 = 80∙6,0/80 = 6,0 Н/мм2
Eи = 80 Н/мм2 – модуль упругости
σv = ρv210-6 = 1300∙3,72∙10-6 = 0,02 Н/мм2
ρ = 1300 кг/м3 – плотность ремня
σmax = 1,87+6,0+0,02 = 7,89 Н/мм2
условие σmax < [σ]p выполняется
7 Нагрузки валов редуктора
Силы действующие в зацеплении червячной передачи
Окружная на колесе и осевая на червяке:
Ft2 = Fa1 = 1316 H.
Радиальная на червяке и колесе:
Fr1 = Fr2 = 480 H.
Окружная на червяке и осевая на колесе:
Ft1 = Fa2 = 330 H.
Консольная сила от ременной передачи действующая на быстроходный вал
Fоп = 112 Н
Горизонтальная и вертикальная составляющие консольной силы от ременной передачи, действующие на вал
|
|
Fвг = Fвcosθ = 112cos60° = 56 H
Fвв = Fвcosθ = 112sin60° = 97 H
Консольная сила от муфты действующая на тихоходный вал
Fм = 250·Т31/2 = 250·105,31/2 = 2565 Н
Рис. 1 – Схема нагружения валов червячного редуктора
8 Проектный расчет валов. Эскизная компоновка редуктора.
Материал быстроходного вала – сталь 45,
термообработка – улучшение: σв = 780 МПа;
Допускаемое напряжение на кручение [τ]к = 10÷20 МПа
Диаметр быстроходного вала
где Т – передаваемый момент;
d1 = (6,6·103/π10)1/3 = 15 мм
принимаем диаметр выходного конца d1 = 15 мм;
длина выходного конца:
l1 = (1,0¸1,5)d1 = (1,0¸1,5)15 = 15¸23 мм,
принимаем l1 = 25 мм.
Диаметр вала под уплотнением:
d2 = d1+2t = 15+2×2,0 = 19,0 мм,
где t = 2,0 мм – высота буртика;
принимаем d2 = 20 мм:
длина вала под уплотнением:
l2» 1,5d2 =1,5×20 = 30 мм.
Диаметр вала под подшипник:
d4 = d2 = 20 мм.
Вал выполнен заодно с червяком
Диаметр выходного конца тихоходного вала:
d1 = (105,3·103/π20)1/3 = 29 мм
принимаем диаметр выходного конца d1 = 30 мм;
Диаметр вала под уплотнением:
d2 = d1+2t = 30+2×2,2 = 34,4 мм,
где t = 2,2 мм – высота буртика;
принимаем d2 = 35 мм.
Длина вала под уплотнением:
l2» 1,25d2 =1,25×35 = 44 мм.
Диаметр вала под подшипник:
d4 = d2 = 35 мм.
Диаметр вала под колесом:
d3 = d2 + 3,2r = 35+3,2×2,5 = 43,0 мм,
принимаем d3 = 45 мм.
Выбор подшипников.
Предварительно назначаем для быстроходного вала радиально-упорные роликоподшипники средней серии №7304, а для тихоходного вала роликоподшипники легкой серии №7207
Таблица 7.1
Размеры и характеристика выбранного подшипника
№ | d, мм | D, мм | B, мм | C, кН | C0, кН | е | Y |
26,0 | 17,0 | 0,30 | 2,03 | ||||
38,5 | 26,0 | 0,37 | 1,62 |
9 Расчетная схема валов редуктора
Схема нагружения быстроходного вала
Рис. 8.1 – Расчетная схема быстроходного вала
Горизонтальная плоскость:
SmA = 80Ft1 – 160Bx + 70Fоп.г = 0;
Вх = (330×80+56×70)/160 = 190 Н;
Ах = Ft1 – Fоп.г – Вх = 330 – 56 – 190 = 84 Н;
Мх1 = 190×80 = 15,2 Н×м;
Мх2 = 56×70 = 3,9 Н×м.
Вертикальная плоскость:
SmA = 80Fr1 – 160By – Fa1d1/2 + 70Fоп.в = 0
Вy = (480×80+97·70 – 1316×40/2)/160 = 118 Н
Аy = Fr1 – Fоп.в – Вy = 480 – 97 – 118 = 265 Н;
Мy1 = 118×80 = 9,4 Н×м
Мy2 = 97×70 = 6,8 Н×м
|
|
Мy3 = 97×150 + 265·80 = 35,8 Н×м
Суммарные реакции опор:
А = (Аx2 +Ay2)0,5 = (842+ 2652)0,5 = 278 H,
B = (1902+ 1182)0,5 = 224 H.
Расчетная схема нагружения тихоходного вала
Рис. 8.2 – Расчетная схема тихоходного вала.
Горизонтальная плоскость:
SmA = Fм70 – 100Dx +50Ft2 = 0;
Dх = (2565×70 + 1316×50)/100 = 2454 Н;
Cх = Fм +Dx – Ft2 = 2565+2454 – 1316 = 3703 Н;
Изгибающие моменты:
Мх1 = 2565×70 = 179,5 Н×м;
Мх2 = 2454×50 = 122,7 Н×м.
Вертикальная плоскость:
SmA = 50Fr2 – Dy100 + Fa2d2/2 = 0
Dy= (480×50+ 330×160/2)/100 = 504 Н
Cy= Dy – Fr2 = 504 – 480 = 24 Н
Изгибающие моменты:
Мy1 = 24×50 = 1,2 Н×м
Мy2 = 504×50 = 25,2 Н×м
Суммарные реакции опор:
C = (Cx2 +Cy2)0,5 = (37032+ 242)0,5 = 3704 H,
D = (24542+ 5042)0,5 = 2505 H,