Введение. Индивидуальная воспитательная работа — это систематическое и целенаправленное воздействие командира (начальника) на сознание

Индивидуальная воспитательная работа — это систематическое и целенаправленное воздействие командира (начальника) на сознание, чувства, волю и поведение военнослужащего с учетом возрастных, социальных, психологических и других особенностей, условий службы, быта и отдыха в интересах его всестороннего развития и подготовки к успешному выполнению воинского долга.

Проведение индивидуальной воспитательной работы является одной из основных уставных обязанностей всех категорий командиров (начальников) и офицеров воспитательных структур воинских частей.

Каков процесс изучения личностных качеств и особенностей военнослужащего? Какова методика выбора способов, приемов и средств воздействия на подчиненного с целью совершенствования его личностных качеств, воинского мастерства? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с индивидуально воспитательной работой, излагаются в данных рекомендациях.

Первый учебный вопрос: Сущность, содержание и задачи индивидуальной работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан. Основные формы и методы проведения индивидуально-воспитательной работы в подразделении. Задачи командных кадров по организации и проведению индивидуальной воспитательной работы.

Основные обязанности командира (начальника) по организации индивидуальной воспитательной работы можно сформулировать следующем образом:

— уяснить требования к личности каждого подчиненного в соответствии с должностным предназначением;

— целенаправленно изучать индивидуальные особенности каждого подчиненного со дня его прибытия в подразделение;

— планировать индивидуальную воспитательную работу с каждым военнослужащим, исходя из знания индивидуальных особенностей подчиненных, положения дел в подразделении и специфики решаемых задач;

— ставить конкретные задачи соответствующим командирам (начальникам) по организации и непосредственному проведению индивидуальной воспитательной работы с подчиненными, рекомендовать им наиболее эффективные приемы и способы воспитательного воздействия на подчиненных, оказывать необходимую методическую помощь в вопросах совершенствования управленческой культуры;

— обучать отдельных командиров методике организации и проведения индивидуальной воспитательной работы;

— стимулировать инициативу, творчество и усердие командиров при проведении индивидуальной воспитательной работы, использовать для этого материальные и моральные поощрения;

— изучать и распространять наиболее интересный, заслуживающий внимания и одобрения опыт воспитательной деятельности, деятельность других воспитателей, принимать оперативные меры по устранению выявленных недостатков и просчетов в индивидуальной воспитательной работе.

Специальные планы индивидуально воспитательной работы не составляются. Основные организационные мероприятия отражаются в плане воспитательной работы с личным составом батальона на месяц, а также в личных планах офицеров-руководителей, которые обычно составляются на неделю, день.

Структурно содержание индивидуально воспитательной работы включает взаимосвязанные этапы:

подготовительный, целенаправленное педагогическое воздействие и результативный

Из выше сказанного видно, что прежде чем приступать к индивидуально воспитательной работе, необходимо знать, к чему готовить подчиненного, т.е. каковы требования к данному военнослужащему по профессиональному предназначению.

Первый этап — подготовительный. Данному этапу принадлежит особая роль: он предопределяет всю действенность индивидуального подхода к военнослужащему. Анализ содержания этапа показывает, что он имеет свои подэтапы:

-диагностический, изучения личности;

-прогностический, выбора оптимальных путей достижения целей.

Содержание этапа включает:

-определение, чему необходимо стремиться в процессе подготовки военнослужащего;

-что и как изучать, диагностировать в личности, познавать в ней;

-прогнозирование перспектив развития и путей их практической реализации в работе с конкретным человеком;

-выбор наиболее целесообразных средств, форм и методов достижения поставленных целей.

Второй этап — практическая реализация плана индивидуальной воспитательной работы с подчиненным. В ходе данного этапа воспитатель, используя различные средства и методы педагогического взаимодействия с военнослужащим (воздействия на него), добивается активного участия его в самосовершенствовании, достижения целей качественной подготовки к выполнению служебных обязанностей. На втором этапе происходит дальнейшее изучение индивидуальных особенностей подчиненного.

Главная цель третьего этапа — оценить, выявить результат изучения и педагогического взаимодействия с воспитуемым (воздействия на него). Этот этап — фактически начало нового цикла индивидуально воспитательной работы. В этот период происходят диагностика и корректировка воспитательной деятельности начальника.

Второй учебный вопрос: Индивидуально-воспитательная работа в подразделении.

Изучение подчиненного личного состава — одна из основных обязанностей всех категорий командиров, офицеров воспитательных структур и необходимая предпосылка индивидуального подхода в воспитательной работе.

В целях изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащего в учебных заведениях и частях разрабатываются программы, которые позволяют учесть различные стороны развития психики и качественные характеристики каждого подчиненного.

Как вариант можно предложить командиру роты (взвода) программу изучения личности подчиненного с краткой характеристикой категорий психологии.

1. Жизненный опыт военнослужащего. Место рождения. Где живут и работают родители? Состав семьи. Отношение родителей к детям и между собой. Кто из родителей оказывал большее влияние и почему? Женат или холост. В какой школе учился? Успехи в учебе. Какие предметы любил и почему? Чем увлекался в свободное время? С кем дружил? Какие кружки посещал? Какую выполнял общественную работу? Какую читал литературу, что привлекало в ней? О какой профессии мечтал? Занимался ли бизнесом? Исповедует ли религию? Если да, то какую? Отношение к ней. Влияние религии на поведение, службу.

2. Направленность — одно из важнейших свойств личности. Она характеризует мотивированную целеустремленность человека, позволяющую предвидеть поведение подчиненного в различных условиях обстановки. Направленность военнослужащего проявляется:

-в общих и частных целях воинской службы;

-во взглядах, убеждениях, идеалах, жизненных установках;

-в кругозоре;

-в мотивах поведения, учебы, службы, действий и поступков;

-в целеустремленности в достижении личных и общественно значимых целей.

3. Особенности характера. Характер — это относительно устойчивый психический склад человека, выражающий его отношение к окружающей действительности (миру, труду, людям, самому себе).

Показателями проявления особенностей характера могут быть:

-сила характера и его направленность;

-отношение к коллективу, командиру, себе, товарищам, ратному труду, воинской деятельности;

-целеустремленность;

-устойчивость и работоспособность;

-принципиальность и ответственность в вопросах учебы, воинской службы, общественной работы;

-отрицательные черты характера: мнительность, болезненное самолюбие, ранимость, не критичность к себе и товарищам, неустойчивость, упрямство и др.);

-отношение к материальным и моральным стимулам.

4. Интеллектуальные и познавательные качества личности в значительной степени характеризуют уровень подготовки военнослужащего и определяют его возможности в успешном овладении воинской специальностью.

Показателями этих качеств являются:

-уровень знаний, успеваемость в школе по физико-математическим и гуманитарным дисциплинам;

-успеваемость по предметам боевой подготовки;

-способность к анализу, обобщению, сравнению;

-склонность к командирской, технической, общественной или хозяйственной деятельности;

-интересы и их направленность (что читает, чем увлекается);

-методические навыки в самостоятельной работе по самосовершенствованию;

-внимание и наблюдательность, качества памяти и др.

5. Эмоциональные качества личности отражаются во внутреннем отношении военнослужащего к явлениям и объектам, побуждают его к активности, преодолению трудностей.

Эмоциональные качества характеризуют: направленность переживаний; чувство воинского долга, ответственности; способность военнослужащего управлять своими чувствами.

6. Волевые качества являются составной частью морального облика военного человека. К профессионально важным волевым качествам военнослужащего относятся: целеустремленность, самообладание, решительность, самостоятельность, настойчивость, способность принимать самостоятельные решения и добиваться их выполнения, инициативность, исполнительность.

7. Особенности темперамента, выражающие динамику психики поведения военнослужащего. Его своеобразие определяется типом нервной системы: холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический и проявляется в подвижности, общительности, усидчивости, эмоциональности.

8. Общественная активность позволяет выявить, насколько у военнослужащего выработалась потребность в ней, в какой степени эта активность стала показателем его жизненной позиции.

Общественная активность проявляется:

- в выполнении общественных поручений (имеет постоянное или выполняет отдельные поручения, отношение к ним и результативность деятельности);

- участии в культурно-просветительной и спортивно-массовой работе подразделения;

-в мотивах общественной активности (сложившаяся установка активности, потребность в общении с людьми, активность по устранению недостатков в подразделении, в работе армейской общественности, воинского коллектива, показная активность и т.д.);

-в критичности и конструктивности выступление на собраниях;

-в оценке своей деятельности и деятельности товарищей.

9. Дисциплинированность характеризует уровень воспитанности военнослужащего, насколько он способен управлять своим поведением в соответствии с требованиями общевоинских уставов. Дисциплинированный человек — это тот, кто искренне болеет за общее дело и не ожидает дополнительных указаний, если видит, что нужно действовать самостоятельно в интересах дела, воинского коллектива.

Показатели дисциплинированности военнослужащего: знание общевоинских уставов (оценка); выполнение их требований; наличие и характер взысканий и поощрений; организованность, аккуратность, пунктуальность, исполнительность, честность, правдивость, искренность.

10. Физическое развитие. Важность учета данного показателя диктуется тем, что развитие и культура характеризуют разносторонность, совершенство личности. Оно в значительной степени определяет возможности преодолевать трудности воинской службы, достигать победы в сложных условиях обстановки современного боя. Физическое развитие характеризуется: общим физическим развитием; выполнением норм спортивных разрядов и военно-спортивного комплекса; отношением к физической зарядке, занятиям по физической подготовке (культуре) и спорту; систематическим закаливанием своего организма; несклонностью к заболеваниям.

11. Привычки военнослужащего — это его действия и поступки, выполнение которых стало потребностью. Такая деятельность происходит без участия мышления и волевых усилий при попадании военнослужащего в привычные условия. Привычки бывают положительными и отрицательными. Оценка определяется обществом, в котором находится человек (макросредой). Эта оценка иногда в микросреде (в том небольшом окружении, в котором находится военнослужащий) может не совпадать с обще сложившейся оценкой.

К положительным привычкам можно отнести: аккуратность, исполнитель­ность, ответственность за решение различных вопросов учебы, воинской службы, общественной работы; непримиримость к недостаткам и др.

К отрицательным — невыдержанность, грубость, сквернословие, неряшливость, несобранность, а также курение, склонность к алкоголю, наркотикам и др.

Полученные данные заместитель командира по воспитательной и социально-правовой работе заносит в психолого-педагогический дневник.

Примерный вариант


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: