Заместителя командира роты по воспитательной и социально-правовой работе

(тетрадь индивидуально воспитательной работы)

2. _________________________________________________________________

(должность, воинское звание)

2.__________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

3.__________________________________________________________________

(год, месяц, день рождения, место рождения)

4.__________________________________________________________________

(национальность)

5.__________________________________________________________________

(семейное положение)

6. Образование______________________________________________________

(где учился, какое заведение окончил, специальность)

7. Каким ГВК (РВК) призван на службу _________________________________

8. Домашний адрес___________________________________________________

9. Чем занимался до призыва в армию___________________________________

10. Отношение к религии______________________________________________

11. Увлечение и интересы _____________________________________________

12. Состояние здоровья _______________________________________________

13. Какие болезни перенес в детстве (жалобы на здоровье)__________________

14. Отношение к спорту _______________________________________________

15. Родственники и близкие ___________________________________________

Степень родства Фамилия, имя, отчество Число, месяц, год рождения Адрес, место жительства Место работы, должность
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

16. Наблюдения, служебная деятельность, проводимая индивидуальная воспитательная работа (из расчета на весь период службы).

Дата Результаты беседы, наблюдения за поведением подчиненного Выводы проведенной работы и принятые меры воспитательного воздействия
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Знание воспитателем того, что вошло в привычки подчиненного, позволит ему более целенаправленно строить работу с ним по формированию и развитию тех из них, которые имеют положительную направленность и необходимы военнослужащему для качественного выполнения профессиональных задач, а также изжитию отрицательных привычек.

Непосредственное изучение осуществляется в ходе:

-наблюдения;

-индивидуальных бесед;

-тестирования;

-индивидуальной помощи и применения других методов.

Опосредованное изучение реализуется в процессе анализа результатов деятельности, изучения различных документов, обобщения независимых характеристик, переписки с родителями, руководителями школ, предприятий, где учился или работал подчиненный, анализа преимущественного отношения и др.

Основные методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих и некоторые рекомендации к ним.

Одним из важнейших методов изучения человека является наблюдение. Под ним понимается систематическое, целенаправленное накопление фактов о поступках, поведении, суждениях, проявлениях военнослужащего, позволяющих сделать выводы об его индивидуальных особенностях. При помощи наблюдения можно выявить многие индивидуальные особенности, состояние человека. Внешняя сторона поведенческой активности (жесты, мимика, речевые особенности, поступки) является только эмпирическим, исходным материалом (информацией), а действительным предметом изучения служит ее психическое содержание. Поэтому главным в наблюдении является правильная (обоснованная) интерпретация (толкование) психологического смысла внешне наблюдаемых явлений.

В практике воспитательной работы наиболее эффективно используются несколько разновидностей метода наблюдения.

Внешнее наблюдение — способ сбора данных о человеке путем наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее наблюдение (самонаблюдение) — изучение интересующего явления, как бы всматриваясь в самого себя, наблюдая за собой, за своими ощущениями.

Свободное наблюдение не имеет заранее определенной программы и может менять произвольно свой предмет в зависимости от желания человека.

Стандартизированное наблюдение ведется в определенной последо­вательности, по заблаговременно подготовленной программе.

Включенное наблюдение — это такое наблюдение, когда воспитатель сам включает себя в какую-либо совместную деятельность или отношения, одновременно наблюдая за интересующим его человеком.

Объективное наблюдение за военнослужащим может осуществляться в различных условиях его повседневной жизни и деятельности (реальных условиях): на занятиях, в часы досуга, при несении службы, выполнении различного рода работ и поручений.

Большое внимание неформальному наблюдению за воспитанником уделял А.С. Макаренко. Он называл такое наблюдение «по секрету, без свидетелей» т.е. вне поля зрения воспитателей и товарищей. "Это очень точная проверка сознания: поступок по секрету. Как человек ведет себя, когда его никто не видит, не слышит и никто не проверяет?" В таких условиях наиболее проявляется противоречие между сознанием, как нужно поступить, и привычным поведением.

Наблюдение за личностью в непринужденной обстановке, например, в столовой, курилке, увольнении, перерывах учебных занятий и других условиях, когда нет рядом непосредственных командиров, а иногда и товарищей, позволяет выявить соответствие сознания, поведения военнослужащего, особенности его характера, жизненной позиции.

Достоверность наблюдений зависит от следующих условий: четкое осознание начальником того, что он хочет узнать о подчиненном; целенаправленное планирование и выбор ситуации, в которых изучаемый наиболее полно проявляется; систематичность; избирательность; длительность; сопоставле­ние данных наблюдения с данными, по­лученными другими лицами и другими методами изучения.

Для непосредственного изучения конкретного свойства или качества личности подчиненного необходима специальная программа, которую можно найти в литературе.

В качестве примера приведем вариант программы наблюдения при изучении свойств темперамента (см. табл. "Программа наблюдения проявлений свойств темперамента").

Впечатления о личностных качествах пополняют наблюдения за ритмикой движения, походкой, типической позой военнослужащего, физиогномикой — искусством чтения лица.

Замедленный или убыстренный темп ходьбы указывает на пассивность или активность, самообладание или импульсивность. Маленькие шаги высокого человека свидетельствуют не только о медлительности, но и о нерешительности, робости. Слишком широкие шаги малорослого человека могут означать стремление достичь цели, энергич­ность, повышенную возбудимость; раскачивание при ходьбе — показателем самоуверенности, спокойствия, аккуратности. Постоянное одергивание мундира, трогание прически, переступание с ноги на ногу, потирание рук свидетельствуют о нерешительности, застенчивости, безволии, чрезмерном волнении.

Психологический анализ проявлений лица (мимические особенности эмоций радости, страха, гнева) позволяет отнести человека к соответствующему темпераменту: у сангвиника преобладают эмоции радости, у холерика — гнева, у меланхолика — страха, у флегматика эмоции устойчивы, иногда трудно определимы.

Изучение опыта индивидуального подхода к подчиненным свидетельствует о необходимости каждому воспитателю помнить, что не всегда можно судить о человеке по его внешнему виду, по отдельным поступкам, делать выводы на основе единичного наблюдения. В этом одна из причин, когда по одному проступку подчиненного либо одному взгляду воспитатель пытается создать ему репутацию "неспособного", "пассивного" и "недисциплинированного".

Результаты наблюдения требуют систематического анализа, в процессе которого изучаются и сопоставляются факты, выделяются наиболее характерные особенности проявлений личности.

Опыт передовых командиров подразделений убеждает в том, что результаты изучения подчинённого целесообразно заносить в дневник.

Записи в дневнике чаще всего включают: демографические данные о подчиненном, сведения об успехах и недостатках в боевой подготовке и службе, его дисциплинированности, отношениях с товарищами по службе, чертах характера, склонностях и способностях, а также общий вывод об индивидуальных особенностях и принимаемых мерах воспитательного воздействия, степени их результативности.

Метод изучения документов, отражающих ход и результаты боевой подготовки и воспитательной работы, дает возможность проанализировать за определенный период службы изменения в обученности, подготовленности и дисциплинированности военнослужащего и на этой основе выявить тенденции, внести коррективы в индивидуальный воспитательный процесс.

К наиболее информативным документам можно отнести: автобиографические данные, характеристики с места работы или учебы, военных комиссариатов на призывника; документы об образовании; материалы профессионального отбора (анкеты, бланковые данные об использовании тестовых методик); медицинские книжки; спортивные достижения; читательский билет; письма родителей; психолого-педагогические дневники; записи; сержантские книжки; листы нарядов; служебные карточки.

Таблица «Программа наблюдения проявления свойств темперамента»

№№ п/п Свойства темперамента Проявление свойств темперамента
1. Темп реакций Быстрота или замедленность движений, походки, речи, их прерывистость или плавность, энергичность или вялость. Быстрота оценки ситуации, решения задач, преобладание импульсивности или осторожности в умственной деятельности.
2. Эмоциональная возбудимость Скорость возникновения и смены химических и пантомимических проявлений эмоций (например, быстрота возникновения смеха и т.д.
3. Реактивность Степень выраженности непроизвольных реакций (например, громкий смех, бурный гнев, резкие движения, богатая мимика, жестикуляция или противоположные особенности этих реакций).
4. Активность Быстрота и легкость мобилизации волевого усилия, особенно в момент включения в дело, при преодолении трудностей, препятствий.
5. Пластичность и ригидность Пластичность - легкость переключения с одного дела на другое, с одного способа действия на другой, легкость привыкания к новым условиям, легкость вступления в контакт с людьми. Ригидность характеризуется противоположными особенностями.
6. Экстраверсия -интроверсия Экстраверсия - большая зависимость от внешних впечатлений, раздражителей, широта контактов с другими людьми, инициативность. Интроверсия – сосредоточенность на своих переживаниях, воспоминаниях, узость контактов с другими людьми, невысокая инициативность в общении.
7. Тревожность Степень беспокойства в различных ситуациях (например, тщательно предварительно готовится к делу, советуется, усиленно контролирует себя, проявляет боязнь в непривычных условиях).

Метод обобщения независимых характеристик, Его суть заключается в обобщении возможно большего числа сведений об изучаемом военнослужащем. При этом данные собираются от старших и младших по служебному положению.

Техника получения независимых характеристик разнообразна: устные беседы, экспертные оценки, письменные характеристики, анкеты, вопросники. Метод может быть нацелен на изучение отдельных качеств, способностей или личности в целом.

Индивидуальные особенности подчиненного раскрываются также благодаря умелому применению метода изучения преимущественных отношений.

Сущность его заключается в том, что воспитатель выявляет в процессе индивидуально воспитательной работы с подчиненным с использованием различных методов (наблюдение, обобщение независимых характеристик, изучение документов, индивидуальных бесед и т.д.) следующее:

-о чем подчиненный больше любит говорить;

-что больше всего любит делать;

-как предпочитает проводить свободное время;

-с кем поддерживает дружеские отношения;

-что его больше всего волнует и т.п.

На основе анализа выявляются ведущие интересы, потребности, как духовные, так и материальные, склонности, мотивы активности в различных видах деятельности, установки, особенности характера, темперамента, культуры, уровень и направленность развития жизненной позиции и др.

Метод индивидуальной познавательной беседы. Личное общение с подчиненным дает самые достоверные данные. При умелом проведении беседы можно выявить истинные переживания военнослужащего, его мнение о положении дел в коллективе, о сослуживцах, о командирах. Результаты беседы помогают составить более полное представление о личности, на основе чего и строится индивидуальная воспитательная работа с этим военнослужащим.

Одним из методов изучения индивидуальных особенностей личности является анализ результатов деятельности (изучение продуктов деятельности). Он предусматривает учет начальником действий и поступков, а также упущений и достижений в различных видах деятельности подчиненных.

Поэтому воспитателю важно изучать: кто конкретно, когда и что сделал, каких успехов достиг, за какой период и какими усилиями; уровень проявления активности, инициативы, творчества в работе; мотивы активности; условия выполнения работы и т.п. Это позволит командиру более объективно подходить к оценке особенностей направленности личности, ее характера, уровня развития жизненной позиции и др. Характер выполнения военнослужащим задания может свидетельствовать о его навыках, мастерстве, способностях, интересах и других качествах личности.

Делами, которые оцениваются начальником, могут быть:

-успехи в учебе (успеваемость по различным дисциплинам);

-направленность выступлений на занятиях по государственно-правовой подготовке;

-качество выполнения служебных обязанностей при несении гарнизонной, караульной и внутренней служб;

-исполнение общественных поручений и отношение к ним;

-помощь товарищу в службе и работе;

-выступления на собраниях личного состава, их критичность и самокритичность;

-заметки в стенгазету;

-действия и поступки в личное время и т.п.

Социологический опрос. С его помощью может быть произведено определение статуса личности военнослужащего в коллективе, характеристика взаимоотношений с другими членами коллектива, оценка состояния морально-психологического климата, в котором живет подчиненный.

Тестирование является эффективным методом изучения личности военнослужащего, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических качеств, а также совокупность психических свойств личности. К наиболее часто используемым относятся тесты Айзенка, Томаса и др.

Как показывает опыт проведения индивидуально воспитательной работы передовых командиров частей и подразделений, наилучший эффект дает комплексное использование различных методов изучения индивидуальных особенностей личности военнослужащего.

Третий учебный вопрос: Личное дело военнослужащего. Педагогический дневник, его значение, структура и методика ведения. Индивидуальная работа как важнейший элемент воспитательного воздействия на военнослужащих. Индивидуально-воспитательная работа в подразделении.

На основе глубокого знания индивидуальных особенностей подчиненного важно выбирать такие способы воздействия на него, которые окажут большее положительное влияние на данную личность.

Поэтому к каждому военнослужащему необходим индивидуальный подход. С этой целью следует:

— установить, какими основными положительными и отрицательными качествами обладает данная личность, в чем заключаются причины отклонений в ее поведении;

— решить, какие пути, способы и средства целесообразно применить для положительного воспитательного воздействия на подчиненного, спланировать последовательность их применения и организовать исполнение;

— создать условия для достижения требуемого результата;

— сформировать у военнослужащего внутреннюю потребность к самосовершенствованию;

— периодически оценивать результаты педагогического воздействия, вносить коррекцию в этот процесс.

Индивидуальный подход в воспитательной работе реализуется с помощью соответствующих методов, форм и приемов, которые можно разделить на традиционные и нетрадиционные (нестандартные).

К наиболее эффективным традиционным методам и приемам индивидуального воздействия на личность относятся:

Убеждение, которое предполагает воздействие на сознание военнослужащего с целью помочь осмыслить суть идей, норм и требований, сформировать у него готовность принять их, превратить в руководство к действию. Таким образом, в процессе убеждения мировоззренческие, нравственные, эстетические, правовые и другие идеи превращаются в личные принципы и позиции военнослужащего, в систему мотивов его поведения;

Поощрение (награда). Применяется в случаях, когда необходимо отметить серьезные достижения и поступки военнослужащего. Данный метод представляет собой совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования военнослужащих. Поощрение выполняет также оценочную и стимулирующую функции. В нем выражается положительная оценка, общественное признание и одобрение успехов военнослужащего. На основе оценки начальника у подчиненного вырабатываются объективные представления о своих качествах, правильная самооценка.

В практике воспитательной работы широко используются такие поощрительные меры воспитательного воздействия, как:

— публикация статей и. заметок об успехах и положительных поступках военнослужащих в стенгазетах, боевых листках, листовках-молниях, фотогазетах и многотиражной печати с отправкой этих сообщений на родину;

— сообщение о положительных поступках военнослужащего через радиоузел части;

— чествование отличившихся воен­нослужащих на собраниях и сообщение об этом на родину;

— вручение на митингах и собра­ниях отдельным военнослужащим переходящих призов и вымпелов;

— организация выступлений лучших военнослужащих перед сослуживцами с обменом опыта учебы и службы;

— поздравления военнослужащих с днем рождения и другими важными для них событиями на собраниях или перед строем;

— фотографирование лучших воинов с ветеранами и знатными людьми.

Одобрение, похвала. Одобрение выражается короткой репликой, подтверждающей, что подчиненный действует правильно, его поступок положителен. ["Жарайсың," ("Молодец"), "Дұрыс" ("Правильно"), "Жөн" ("Верно"), "Осы бетіңнен тайма" ("Так держать")]. Похвала — более развернутая оценка с анализом действии, поступков военнослужащего ("...рядовой Есенов проявил старание, стал относиться к выполнению своих служебных обязанностей значительно лучше прежнего").

Выражение положительного отношения. Расположение к подчиненному, приветливая улыбка, дружеский жест и др. Доверие. Его сущность заключается в поручении подчиненному определенного ответственного дела. Доверие радует и воодушевляет военнослужащего, развивает чувство долга и ответствен­ности, укрепляет дисциплину, организованность и активность.

При реализации приема важно правильно выбрать поручение. Оно должно быть для подчиненного интересным, соответствовать его способностям. Процесс исполнения должен быть увлекательным, посильным, но не легким, иначе задача не вызывает необходимого волевого усилия. Непосильная же задача приведет к охлаждению и утрате интереса к ней. Иногда лучше поставить задачу, которая выполняется в сравнительно короткий срок, чтобы подчиненный сразу увидел результаты своего труда.

Деятельность в условиях доверия характеризуется большим накалом чувств военнослужащего, созданием у него психологического состояния, благоприятствующего формированию положительных черт характера, мотивов и линии поведения, подлежащих закреплению или корректировке.

Многократное правильное поведение служит упражнением для формирования высоконравственных качеств. Военнослужащий не должен подозревать, что предлагаемое ему дело носит специальный воспитательный характер.

Воспитание на примерах. Смысл метода состоит в том, чтобы помочь военнослужащему найти пример для подражания, создать эмоциональную увлеченность им, стремление подняться до его уровня в поведении, в своих действиях.

Нередко подчиненные осознанно и неосознанно копируют своего командира, особенно в трудных жизненных ситуациях. Это повышает моральную ответственность и требовательность командира подразделения к своим действиям и поведению.

Воспитательная беседа является наиболее действенной формой индивидуальной работы. Она применяется с целью оказания влияния на взгляды и убеждения военнослужащего. Условно беседу можно разделить на три основных этапа.

1-й этап — вступление. Глав­ная задача — снять напряжение и настороженность (психологи считают, что при обращении к человеку по важным для него вопросам, он воздвигает перед собой защитный психологический барьер). Для снижения психологического барьера можно применить несколько способов:

— назвать военнослужащего по имени и отчеству;

— сказать несколько теплых слов в адрес подчиненного;

— спросить о делах, проблемах оппонента, о здоровье и успехах членов его семьи (если знаете их или знакомы с ними);

— выразить признательность собеседнику за то, что он согласился откровенно обсудить возникшую проблему; — признать, что раньше также ошибались или что допустили ошибку во взаимоотношениях с ним.

2-й этап — основной. Он представляет собой активный диалог, в процессе которого командир стремится достичь поставленной воспитательной цели по убеждению или переубеждению подчиненного, чтобы повлиять на его поведение или действия.

В диалоге оппоненты оказывают друг на друга вербальное (словесное) и невербальное (жесты, мимика, позы) воздействие. Умелое применение командиром приемов вербального и невербального воздействия на подчиненного повышает вероятность достижения целей диалога.

3-й этап — заключительный. Главная цель этого этапа — создание хорошего впечатления от проведенной беседы, которое необходимо, чтобы военнослужащий после беседы испытал положительные эмоции. Во всех случаях беседа должна быть откровенной и принципиальной.

Индивидуальные задания и поручения. Они подбираются с учетом особенностей личности каждого военнослужащего с целью формирования у него определенных черт характера, воли, высоких морально-психологических и боевых качеств, организованности и дисциплинированности.

Индивидуальные задания, даваемые в воспитательных целях, могут иметь форму приказов и распоряжений командира или носить характер общественных поручений.

Самостоятельные задания, связанные с необходимостью проявления смелости, решительности и т.п., целесообразно давать тем военнослужащим, которые допускают робость и элементы нерешительности.

Выполнение военнослужащими заданий и поручений позволяет закреплять у них положительные качества, помогает исправлять недостатки.

Индивидуальная помощь. Она может выступать в виде советов, разъяснений, убеждений по отдельным служебным и личным вопросам. Помощь может быть оказана в виде моральной поддержки во время психологических трудностей общения в воинском коллективе и в других вопросах. Критика проступков, негативных качеств военнослужащего должна носить доброжелательный характер. Но и при таком подходе критика воспринимается безболезненно, как объективная и справедливая лишь при условии, если перед ней командир отметит положительные качества, успехи и достижения подчиненного.

При таком подходе военнослужащий видит, что его труд и его самого как личность командир оценивает в целом положительно, а отмеченные недостатки — легко устранимыми.

Осуждение. Осуждение должно быть справедливым, тогда оно воспринимается подчиненным как должное. Оно может быть различной силы, в зависимости от мотивации поступка и индивидуальных особенностей провинившегося. Если подчиненный легко раним, то осуждение выражается в более деликатной форме, а если груб, беспечен, самоуверен, осуждение может быть более строгим.

Запрещение. Военнослужащего лишают какого-то удовольствия: возможности участвовать в интересном для него мероприятии, экскурсии и т.п. Такое наказание не стоит применять к недисциплинированному военнослужащему в тех случаях, когда любимое дело и интересное мероприятие является опорой в его воспитании.

Принуждение — суть метода за­ключается в негативной оценке, осуждении, при необходимости и пресечении действий подчиненного, нарушающего уставные требования, нравственные нормы поведения.

В выборе метода воздействия на военнослужащего подлинным педагогическим мастерством является применение нестандартного решения.

Методы и приемы воспитания, основанные на нестандартных решениях, относятся к нетрадиционным.

Анализ воспитательной деятельности офицеров показывает, что нетрадиционные методы и приемы воздействия на подчиненных можно подразделить на две группы:

1) воздействие по принципу "ожидаемая реакция — обратная реакция";

2) методы и приемы, выработанные в процессе личной воспитательной практики.

Характерным для первой группы методов и приемов является воздействие на военнослужащего по принципу "ожидаемая реакция — обратная реакция". Суть этого принципа заключается в неожиданной для подчиненного положительной оценке его проступка, неправильного поведения, что вызывает в нем положительный стресс, шоковое состояние и помогает по-новому взглянуть на себя, сделать переоценку своих взглядов и поведения. Другую группу нетрадиционных методов и приемов составляют методы и приемы, выработанные на основе личной практики воспитательной работы командиров и начальников.

В индивидуальной воспитательной работе командирам, особенно молодым, важно не встать на путь применения антипедагогических методов и приемов (опора на "дедовщину" в поддержании дисциплины; коллективные наказания; рукоприкладство и т.п.), дающих обратный результат, подрывающих веру подчиненных в командира, в его способность навести уставной порядок правомерными действиями.

Важным компонентом индивидуальной воспитательной работы командира является применение различных видов психолого-педагогической коррекции поведения военнослужащих.

При коррекции на ранней стадии отклонений в поведении военнослужащего целесообразно использовать следующие методы коммуникативного регулирования.

Коммуникативная адаптация — предварительное информирование военнослужащего о ситуациях в коллективе, о людях, с которыми он вступает во взаимодействие, о возможных или предстоящих переменах, обсуждение с ним последствий этого. Коммуникативное включение — установление и расширение непосредственных контактов прибывшего в подразделение военнослужащего с членами коллектива. Особенно это важно для взаимоотношений военнослужащего с непосредственным начальником, их личное знакомство облегчает служебное взаимодействие.

Коммуникативное отстранение — предназначено для минимизации нежелательных контактов с подчиненным. Эффективный прием для этого метода — обязать чем-либо такого человека, скажем поручить подготовить к показному занятию всю его служебную документацию.

Коммуникативная изоляция — стараться не общаться с данным военнослужащим, не замечать его с целью демонстрации нежелания иметь дело с человеком, допустившим неблаговидные (аморальные) поступки.

Коммуникативная "мобилизация" — создание военнослужащему условий для мобилизации его коммуникативных ресурсов и выхода из проблемной ситуации.

Прямое воздействие — прямое, непосредственное предъявление требований, например: "В нашем подразделении не терпят проявления халатности в выполнении специальных работ".

Эффект "значимых других" — воздействие на военнослужащего через авторитетных для него людей: родителей, друзей, земляков.

Исключение альтернативных воздействий — исключение отрицательного влияния на подчиненного, например со стороны негативного лидера и т.п.

Практическая эмпатия — "вхождение" в положение военнослужащего, понимание его трудностей, выражение сочувствия ему и готовности помочь.

Психологическое "поглаживание" — поддержание хорошего настроения, положительных эмоций, что снимает напряженность и тем самым затрудняет эмоциональные срывы.

При существенных отклонениях поведения военнослужащего могут быть использованы следующие виды внешней регуляции:

Коррекция статуса — разъяснение конкретному военнослужащему его служебного статуса, повышение или понижение его статуса. Например, в такой ситуации, как нежелание офицера прямо или косвенно подчиняться начальнику, который младше него по возрасту, необходимо разъяснение, что он имеет статус подчиненного.

Коррекция самооценки требуется при значительно пониженном или завышенном ее уровне, что вызывает неадекватную реакцию военнослужащего на происходящие в межличностных и коллективных взаимоотношениях события. Коррекция уровня сформированности опыта саморегуляции поведения. Достигается созданием условий его повышения, оказанием помощи личности в формировании навыка разрешения противоречий неконфликтными способами, в переносе опыта саморегуляции из одной сферы в другую.

Коррекция межличностных отношений. Представляет собой индивидуальную работу с военнослужащими-оппонентами в предконфликтных (конфликтных) ситуациях по соблюдению ими педагогического такта в общении, оказание помощи в разрешении противоречия и т.п.

Коррекция свойств характера подчиненного. Это может быть самодовольство, барство, снисходительность, хвастливость, безответственное отношение к выполнению служебных обязанностей и т.п. Иногда, наоборот, требуют коррекции такие свойства, как неуверенность в себе, склонность винить себя во всем.

При выборе форм, методов и приемов воспитательного воздействия на военнослужащего важно учитывать не только решаемые им задачи и сложившуюся в коллективе обстановку, но и качественные изменения, которые произошли в последнее время у различных категорий военнослужащих под воздействием, в первую очередь, социально-экономических факторов.

В связи с быстро меняющейся обстановкой в обществе, в армии резко обострились такие отрицательные качества, присущие части старших офицеров, как закрепощенность, нежелание обновлять и менять установки, навыки и умения. Для этой категории офицеров характерны чувство дисгармонии, неуверенность в завтрашнем дне, стрессовые ситуации. В мотивационной структуре их служебной деятельности открыто превалируют материальные интересы, предпенсионные настроения, оборачивающиеся слабой служебной активностью.

Кризисные явления в обществе сказались и на молодых офицерах, более подверженных негативным воздействиям, что обусловлено спецификой возраста, недостаточным жизненным опытом, сложностью их адаптации к офицерской должности, новому статусу и роли, социально-психологическим условиям службы. Из армии ежегодно увольняется большое количество молодых офицеров. Наблюдается тенденция к росту правонарушений с их стороны. Однако за пределами статистики остаются социальные отклонения, такие, как пьянство, агрессивность во внеслужебное время и в семейных отношениях, нарушение норм морали и т.п.

Для многих военнослужащих по контракту на должностях сержантов (старшин), наряду с хорошим владением своей специальностью, близостью к личному составу срочной службы, знанием истинной обстановки в подразделениях, характерна психология равнодушия к недостаткам, беспринципность, преобладание материальных стимулов среди мотивов воинской службы, отсутствие желания продвижения по службе, борьбы с проступками подчиненных.

В индивидуальной воспитательной работе с женщинами-военнослужащими важно учитывать сложность адаптации в сугубо мужском коллективе, проблемы, связанные с выполнением ими своих служебных обязанностей, регламентацию рабочего дня, специфику бытовых условий и медицинского обеспечения.

Вывод: Таким образом, в процессе убеждения мировоззренческие, нравственные, эстетические и другие идей превращаются в личные принципы военнослужащих.

Вывод по теме:

В целом индивидуальная воспитательная работа - это сложный, длительный и трудный процесс, требующий серьезной подготовки и опыта. Долг командиров и начальников всех степеней - настойчиво овладеть искусством индивидуальной воспитательной работы в интересах повышения боевой готовности войск.

Методическую разработку подготовил

майор запаса С. Шайкенов

ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: