Содержание учебного материала. Литература и русская художественная культура

Литература и русская художественная культура

Специальность (филология)

Факультет филологический

Курс 4

Семестр 8

Кафедра русской словесности и культурологии

Общая трудоемкость дисциплины 60 часов

В том числе:

Лекции 14

Практические занятия 22

Письменные работы 12

Консультации 6 часов

Зачет 6 часов

Самостоятельная работа

Рабочая программа принята на заседании кафедры «06» сентября 2014 года, протокол №.

Заведующий кафедрой _________________ Меликян М.М..

I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины

«Литература и русская художественная культура»

1. Объяснительная записка.

В процессе изучения дисциплины «Литература и русская художественная культура», включающей период с древности до конца Х1Х века, решаются следующие цели и задачи:

Продолжается изучение студентами русского историко-литературного процесса в его связи с развитием отечественного искусства (живопись, скульптура).

2. Показывается место, какое занимает в культурной жизни России второй половины XIX века литература; противостояние различных эстетических программ в русском искусстве, их роль в творчестве писателей и художников второй половины XIX века.

3. Прослеживается формирование национальной идеи, представлений о характере личности в ее отношении к обществу, к русскому народу, в его настоящем и будущем у древнерусских писателей и живописцев и у русских писателей и художников XIX века.

Студент, освоивший данную дисциплину, должен знать: основной понятийный аппарат (литературный процесс, традиции и новаторство, творческая индивидуальность, поэтика, жанр, стиль, творческий метод, и т.д.); имена и произведения самых значительных художников Древней Руси, художников и архитекторов Х1Х века.

Содержание учебного материала

2. 1. Разделы курса

1. Литература и русская художественная культура Древней Руси.

2. Литература и искусство Х1Х века.

2. 2. Краткое содержание разделов.

1. В процессе изучения русского религиозного искусства устанавливается его связь с русской словесностью в области типологической близости средневекового мировоззрения русского книжника и русского иконописца. Намечается периодизация в развитии русской иконографии, раскрываются ее генетические связи с византийским религиозным искусством. Подчеркивается национальное своеобразие отечественного религиозного искусства. Раскрывается уникальный поэтический «язык» русской иконы. Обращается внимание на ее воздействие на русское словесное искусство нового времени.

2. Раскрывается своеобразие русского реализма в словесном и изобразительном искусстве. Анализируется творчество П.А. Федотова, «передвижников», искусство русского портрета (И.Н. Крамской, И.Е. Репин, Н.Н. Ге), мастеров исторической (В.И. Суриков, В.В. Верещагин, И.Е. Репин) и пейзажной живописи (И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, И.И. Левитан), «русский стиль» в архитектуре и музыке второй половины XIX века (Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, П.И. Бородин, М.П. Мусоргский, А.С. Даргомыжский).

3. Тематическое планирование

№ п/п Наименование разделов, тем Всего часов (общая трудоемкость) Аудиторные занятия Самост. работа
лекции практ.
1. Становление русской религиозной живописи. Традиции Византии. Национальное своеобразие русской иконы и ее мировое значение.        
2. Поэтика иконы. Символика цвета, жеста, предмета,обратная перспектива, композиция, основные сюжеты, поэтика «лика», интерьера.        
3. Литература и искусство середины XIX века. Закономерности развития. Особенности русского реализма в литературе и живописи (П.А. Федотов, В.Г. Перов, И.Е. Репин, «натуральная школа», Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, А.Н. Островский)        
  Русская пейзажная и портретная живопись второй половины XIX века и философская лирика, лирика природы (И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи, И.И. Левитан, В.Э. Борисов-Мусатов, И.Е. Репин, Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, В. Серов,Ф.И. Тютчев. А.А. Фет)        
  Историческая тема в русской живописи и литературе (Л.Н. Толстой, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.В. Верещагин)        
  Литературные сюжеты в произведениях русских композиторов второй половины XIX века (А.С. Даргомыжский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский).        
  Итого:        

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: