Виды норм права и их характеристика

Наиболее существенный признак правовых норм - их функциональ­ная роль. Юридические нормы, как и право в целом, - это государствен­ный регулятор общественных отношений, который имеет четко определенные ближайшие, промежуточные и конечные цели. Многообразие со­циальных отношений, целей регулирования, общественных интересов и индивидуальных интересов обусловливают и специфические задачи, ре­шаемые определенными видами правовых норм.

1. По функциональной роли в механизме правового регулирования: исходные правовые нормы, нормы-правила поведения, общие и специаль­ные нормы.

Исходные правовые нормы - это вид юридических норм, занимаю­щий высшую ступень в иерархической системе законодательных предпи­саний. Общим, видовым признаком исходных правовых норм является их наиболее общий характер и особая роль в механизме регулирования об­щественных отношений.

Посредством этих норм определяются цели, задачи, принципы, пре-делы, направления, методы правового регулирования; закрепляются пра­вовые категории и понятия.

Исходные правовые нормы довольно неоднородны по своему харак­теру, содержанию и целевому назначению. В их составе можно выделить нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции.

Нормы-правила поведения, в отличие от исходных, - это нормы не­посредственного регулирования поведения людей, общественных отно­шений. Они указывают на взаимные права и обязанности субъектов, усло­вия их реализации, вид и меру реакции государства по отношению к пра­вонарушителям.

Специфическая особенность непосредственно регулятивной юриди­ческой нормы состоит в представительно-обязывающем характере, соот­ветственно которому она устанавливает для участников общественных отношений (субъектов) охраняемые и гарантируемые государством вза­имные субъективные права и юридические обязанности.

Общие и специальные нормы. Под общими нормами понимают та­кие предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответ­ствующей отрасли права.

В отличие от них специальные нормы - это предписания, которые от­носятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулиру­ют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей, специфики, конкретных условий.

2. По отраслевой принадлежности: нормы государственного, адми­нистративного, финансового, гражданского, трудового, уголовного и иных отраслей права Качественная однородность и относительная автономия определенных общественных отношений обусловливают особенность и известную обособленность регулирующих их правовых норм, которые в своей совокупности и составляют отрасль права0

Отраслевые нормы делятся на материальные (определяющие содер­жание прав, обязанностей и запретов, непосредственно направленных на регулирование общесгвенных отношений) и процессуальные (определяющие порядок, процедуру, форму реализации норм материаль­ного права.

Процессуальные правовые нормы регулируют организационные от­ношения и носят сугубо организационно-процедурный, управленческий характер. Они всегда регламентируют порядок, формы и методы реализа­ции норм материального права.

3. По методу правового регулирования нормы права делятся на следующие виды: императивные, диспозитивные, поощрительные, реко­мендательные.

Императивные нормы - категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания.

Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. В наибольшей мере диспозитивные нормы присущи гражданскому праву, так как специфиче­ский метод правового регулирования данной отрасли базируется на авто­номном положении субъектов.

Поощрительные нормы - это предписания относительно предостав­ления соответствующими государственными органами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достиже­нии результатов, превосходящих обычные требования.

Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, имея в виду проведение адресатами данных рекомендаций организацион­но-хозяйственных и воспитательных мероприятий, проявление ими высо­кой ответственности и творческой инициативы, с учетом своих местных условий, возможностей и резервов.

4. По форме выражения предписания: управомочивающие., обязы­вающие, запрещающие нормы.

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам право на со­вершение предусмотренных в них положительных действий. Управомочи­вающие нормы свидетельствуют о разрешении, дозволении субъектам со стороны государства, фиксируемого в нормах поведения.

Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения опреде­ленных положительных действий. Позитивное обязывание является од­ним из решающих рычагов целенаправленного воздействия на социаль­ные процессы.

Запрещающие нормы запрещают названное в них поведение, кото­рое законом признается правонарушением.

По своей сущности запреты - это государственно-властные веления, основная цель которых - предотвратить возможные нежелательные дейст­вия, могущие причинить ущерб общественным интересам.

5. По субъекту правотворчества. В зависимости от органа, издав­шего те или иные юридические нормы, они подразделяются на нормы за­кона, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издаваемые на основе и во исполнении законодательных норм.

6. По сфере действия - это нормы общего действия, нормы ограни­ченного действия, локальные нормы.

Нормы общего действия - предписания, не предусматривающие специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются все конституционные и другие нормы, выраженные в норматив­ных актах органов государственной власти и управления.

Нормы ограниченного действия "стеснены" в своей реализации оп­ределенными объектными, субъектными, пространственными, временны­ми и ситуационными факторами. Причем каждый из названных факторов может быть основанием их дальнейшего деления на подвиды. К нормам ограниченного действия относятся: нормы местного значения; адресован­ные специальным субъектам; действующие ограниченное время; рассчи­танные лишь на определенную ситуацию.

Локальные нормы действуют в пределах отдельной организации или ее структурных подразделений.

Под локальной нормой права понимается норма, принимаемая непо­средственно на предприятии в целях реализации его специальной право-субъектной администрацией в пределах ее компетенции при активном участии коллектива в соответствии с предоставленными ему полномочия­ми, регулирующая в дополнение к общегосударственным нормам трудо­вые или организационно-управленческие отношения на предприятии и действующая в его пределах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: