http://www.bsu.by/Cache/pdf/461073.pdf
Чистая конкуренция представляет собой рыночную структуру, при которой большое количество продавцов и покупателей взаимодействуют друг с другом, предлагая и запрашивая однородный продукт. Чистая конкуренция как абстрактная рыночная структура обладает следующими признаками:
1. Очень большое количество производителей или продавцов в отрасли. Это основная черта любого конкурентного рынка. При этом все фирмы действуют независимо друг от друга и не могут оказывать влияния на решения, принимаемые другими участниками.
2. Абсолютная однородность одноименных товаров. Этот признак означает, что покупатели воспринимают экономические блага как совершенные заменители.
3. Наличие у всех участников полной информации о рыночных условиях.
4. Абсолютная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов производства в долгосрочном периоде.
5. Свободное вступление в отрасль новых фирм и выход из нее действующих.
В таких условиях ни одна из множества фирм не в состоянии влиять на уровень цены, график спроса на продукцию чисто конкурентной фирмы является совершенно эластичным, т. е. представляет собой горизонтальную линию (рис. 13.1.а и 13.1.б).
Любое количество однородной продукции фирма продает по одной и той же рыночной цене, которая сложилась в конкурентной отрасли. Кривая спроса на продукцию конкурентной отрасли, к которой принадлежит данная фирма, имеет снижающийся вид. Отрасль может продать больше продукции при условии снижения ее цены, и наоборот. В этих случаях любой фирме, функционирующей в отрасли, придется продавать свою продукцию по новой цене, сложившейся в изменившихся условиях.
Деятельность любой фирмы характеризуют, прежде всего, такие показатели реализации продукции, как «валовая выручка», «средняя выручка», «предельная выручка».
Валовая выручка (TR – total revenue) - это выручка от продажи всей продукции, или объем продаж в денежном выражении:
TR=Р•Q.
(13.1)
Средняя выручка (AR - average revenue) - это выручка в расчете на единицу реализованной продукции. Она рассчитывается по формуле:
AR=TR/Q. (13.2)
В условиях рынка совершенной конкуренции, когда вся продукция фирмы реализуется по одинаковой цене, средняя выручка равна цене, уплачиваемой покупателем за единицу товара:
AR=TR/Q = Р • Q / Q = Р. (13.3)
рис. 13.1.а. Рыночное равновесие на совершенно конкурентном рынке
Рис. 13.1.б. Кривая спроса совершенно конкурентной фирмы