double arrow

Тема 1.4. Конкуренция. Механизмы совершенной и несовершенной конкуренции

Там, где нет конкуренции, спится лучше,

но живётся хуже.

Неизвестный автор.

Всякая монополия и всякая погоня

за наживой – зло.

Генри Форд,

американский инженер, промышленник.

При согласии и малые дела

вырастают в большие.

При разногласии и большие

распадаются.

Саллюстий,

римский историк.

Сущность конкуренции. Виды конкуренции

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренция (от латинского concurrere – сталкиваться, сбегаться).

Конкуренцияэто соперничество, соревнование между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи - купли товаров и услуг.

Существует конкуренция между товаропроизводителями за лучшие условия производства, продажи, получение большей прибыли и покупателями за лучшие условия покупки товаров и услуг.

Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкурентная борьба – это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Функции конкуренции:

ü Регулирования (для того, чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать те изделия, которые предпочитает потребитель, т.е. наибольшего развития получают те отрасли, в которых больше нуждаются потребители);

ü Мотивации (для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно: предприятия, которые предлагают более качественную продукцию или производят её с меньшими затратами, получают большую прибыль. Это стимулирует технический прогресс; предприятия, которые не реагируют на пожелания потребителей, несут убытки или вытесняются с рынка);

ü Распределения (конкуренция не только включает стимулы к более высокой производительности, но и позволяет распределить доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам);

ü Контроля (конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия).

В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм или риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

-качество продукции;

-само существование конкуренции;

-предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;

-защищённые правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах.

Конкуренция бывает добросовестная и недобросовестная.

Добросовестная конкурентная борьба бывает двух основных форм: ценовая и неценовая.

Основные методы добросовестной конкуренции:

ü Ценовая: снижение цен («война цен», она осуществляется разными способами: понижение цены, сезонная распродажа, предоставление большего объёма услуг по действующим ценам, удлинение сроков потребительского кредита и др. Ценовая конкуренция используется, в основном, для выталкивания с рынка более слабого соперника или проникновения на уже освоенный рынок);

ü Неценовая:

Ø повышение качества продукции (поступление на рынок продукции более высокого качества затрудняет ответные меры со стороны конкурента, для этого надо длительное время);

Ø реклама (является важнейшим методом конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определённым образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причём, как в лучшую, так и в худшую сторону, например, во времена существования ФРГ у западногерманских немцев большим спросом пользовалось французское пиво. Ни реклама немецкого пива, ни патриотические призывы «немцы, пейте немецкое пиво!» не приводили к нужным результатам, выгодным немецким производителям. Тогда, в немецкой прессе стали появляться сведения, что французское пиво содержит вредные для здоровья химические вещества, в то время как немецкое пиво является, якобы, исключительно чистым продуктом. Начались медицинские экспертизы, арбитражные суды, но эта акция возымела своё действие: спрос на французское пиво упал, а на немецкое вырос);

Ø развитие до- и послепродажного обслуживания (предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований покупателей по условиям поставок: сокращение сроков, регулярность, ритмичность поставок; послепродажное обслуживание включает создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и др.);

Ø создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТП.

Методы недобросовестной конкуренции:

ü экономический (промышленный) шпионаж;

ü подделка продукции конкурентов;

ü подкуп и шантаж;

ü обман потребителей;

ü махинации с деловой отчётностью;

ü валютные махинации;

ü сокрытие дефектов и др.

Оценивая конкуренцию, Альфред Маршалл замечал, что от неё «отдаёт слишком большим привкусом зла», проявлениями «эгоизма и безразличия к благополучию других людей». Но это не так. Нормальная конкуренция – это могучая животворная сила рыночной экономики, играющая в неё многогранную позитивную роль.

Конкуренция способствует:

ü расширению и рационализации производства;

ü внедрению прогрессивных новшеств;

ü экономии ресурсных затрат;

ü повышению общей эффективности экономики;

ü оптимальному удовлетворению спроса;

ü уравнению и снижению цен.

Конкуренция мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные новшества, «отбраковывает» убыточные предприятия. Благодаря ей создаются: огромное разнообразие товаров и богатые возможности выбора для производителей и потребителей.

Экономическая теория рассматривает две модели конкуренции: совершенная и несовершенная.

Совершенная конкуренция. Максимизация прибыли и минимизации убытков совершенной конкуренции

Совершенная конкуренцияэто модель рынка, в которой существует множество продавцов и ни один из них не оказывает влияние на рыночную цену.

Условия, определяющие совершенную конкуренцию (полиполию):

ü много продавцов;

ü выпускают однородную продукцию;

ü продавцы не оказывают влияния на рыночную цену;

ü каждый продавец и покупатель хорошо информирован о цене, количестве продукта и спросе на рынке;

ü нет барьеров для входа на рынок и выхода с рынка.

Примером совершенной конкуренции может служить рынок ценных бумаг или рынок зерна.

На рынке совершенной конкуренции цена формируется в результате конкуренции и взаимодействия спроса и предложения на товары, ни один из производителей не может повлиять на формирование рыночной цены. Т.е. в отрасли цена формируется путём взаимодействия спроса и предложения, а отдельная фирма принимает данную цену, т.к. доля каждого отдельного производителя в общеотраслевом выпуске настолько мала, что он не может ощутимо изменить совокупное предложение продукции, а значит и сложившуюся рыночную цену. Если продавец запрашивает более высокую цену, то он просто потеряет клиентов. Поэтому совершенно - конкурентная фирма является «ценополучателем». Кривая отраслевого спроса убывающая, т.е. объём продаж всех фирм можно увеличить только путём установления более низкой цены. Спрос на продукцию отдельной фирмы совершенно эластичен и является линией, параллельной оси количества, проходящей через точку установившейся цены. Предельный доход MR здесь постоянен, т.к. цена всегда постоянна, т.е. MR =P.

В действительности, в основном все рынки не являются рынками совершенной конкуренции. Но изучают эти рынки для того, чтобы понять действие спроса предложения, и для того, чтобы сравнивать другие рынки с данным эталоном.

Фирма, действующая на рынке совершенной конкуренции, может максимизировать прибыль, минимизировать убытки или прекратить производство в зависимости от ситуации. Для этого фирма должна проанализировать, какой объём продукции ей необходимо производить, сопоставив либо валовые издержки с валовым доходом, либо предельные издержки с предельным доходом. Второй подход даёт более точное и обоснованное поведение фирмы.

Рассмотрим поведение фирмы в разных ситуациях.

Пусть совершенно-конкурентная фирма принимает решение о максимизации прибыли в краткосрочном периоде. Для того, чтобы определить оптимальный объём производства фирма должна сравнить предельный доход и предельные издержки. На рисунке 1.23 изображена ситуация максимизации прибыли совершенно-конкурентной фирмы.

Условие максимизации прибыли конкурентной фирмы:

Фирма может максимизировать прибыль, если цена, установившаяся на рынке, превышает её минимально возможные средние совокупные издержки АТС.

Р

МС

АТС

AVC

A B P=MR

D C


q* q

Рис.1.23. Максимизация прибыли совершенно-конкурентной фирмы

Если MR>MC, то дальнейший рост выпуска на одну единицу увеличивает совокупный доход. Прибыль будет максимальной при MC=MR. Объём выпуска будет равен q*, а совокупная прибыль равна площади прямоугольника ABCD.

Фирма максимизирует прибыль при таком объёме производства q*, при котором MR = MC.

Условие минимизации убытков конкурентной фирмы:

Если цена на продукцию снизилась, то фирма будет нести убытки. Для минимизации убытков фирма должна определить объём выпуска.

Если цена меньше минимально возможных средних совокупных издержек ATC, но выше средних переменных издержек AVC, то фирма несёт убытки. В краткосрочном периоде фирма будет продолжать производить до тех пор, пока цена обеспечивает покрытие переменных издержек и частично возмещает постоянные издержки. Поэтому фирма должна определить объём выпуска на уровне, при котором MC=MR, т.к. в этом случае фирма минимизирует свои убытки. В данном случае величина убытков будет равна площади прямоугольника ABCD. Рассмотрим график данной ситуации:

P ATC

MC

AVC

A B

D C P=MR

       
 
 
   


q* q

Рис.1.24. Минимизация убытков совершенно-конкурентной фирмы

Фирма минимизирует убытки при таком объёме производства q*, при котором MR = MC.

Если P=AVC, то фирме всё равно производить или закрываться.

Условие прекращения деятельности:

Если P<AVC, т.е. цена ниже минимально возможных средних переменных издержек, то фирма будет нести большие убытки. Поэтому в этом случае ей лучше закрыться. Графически это выглядит так:

P

ATC

MC

AVC

       
   
 
 


P=MR

q

Рис.1.25. Условие прекращения деятельности совершенно-конкурентной фирмы

На основании рассмотренных примеров можно построить кривую предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде:

P ATC

 
 


MC AVC

P1 C

P2 B

P3 A

 
 


q

Рис.1.26. Кривая предложения совершенно-конкурентной фирмы

Линия АВС является кривой предложения. Т.е. кривая предложения совершенно-конкурентной фирмы будет совпадать с восходящей частью кривой предельных издержек, лежащей над точкой её пересечения с кривой средних переменных издержек.

Для того чтобы построить кривую предложения отрасли, необходимо суммировать предложения каждой фирмы при заданном уровне цен.

Несовершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция – это модель рынка, в которой либо продавцы, либо покупатели оказывают влияние на рыночную цену.

Примерами несовершенной конкуренции являются:

а) чистая монополия;

б) монополистическая конкуренция;

в) олигополия;

г) монопсония;

д) олигопсония.

Рассмотрим каждый из этих видов рынка.

а) Чистая монополияэто модель рынка, в которой только один продавец является единственным производителем продукта, не имеющего заменителей.

Пример монополии: фирма «Полароид», алмазная фирма «Де Бирс» и др.

Признаки монополии:

ü единственный производитель и продавец;

ü выпускают единственный товар;

ü сам устанавливает цену;

ü существуют барьеры для входа в отрасль.

Т.к. монополист является единственным производителем товара, то он сам устанавливает цену на свою продукцию и определяет количество. Говорят, что он обладает монопольной властью над рынком. Монополию называют «ценопроизводителем».

Причины существования монополий:

1. экономия от масштаба, т.е. существование естественных монополий – отраслей, в которых производство любого объёма продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя и более фирмами (водоснабжение, телефонная связь, газоснабжение, электричество, услуги почты и др.);

2. одна фирма может обладать контролем над редким ресурсом или в виде сырья или в виде знаний (например, российская алмазная компания «Алрос» контролирует сырьё, а фирма «Полароид» - знания);

3. государство ограничивает приток новых фирм в отрасль, выдавая патенты, лицензии, например, в некоторых государствах только государственные монополии могут продавать табак.

Иногда, в целях получения дополнительного дохода, монополия проводит политику ценовой дискриминации, т.е. назначение различных цен для разных категорий потребителей. Обычно ценовая дискриминация бывает двух типов:

Дискриминация по единицам продаваемой продукции, т.е. назначение цены в зависимости от количества приобретаемого. Так, цены на товары, приобретаемые в розницу, выше, чем цены на те же товары, при оптовых закупках.

Дискриминация среди покупателей, т.е. назначение различной цены для разных групп потребителей, например, цена на подписные издания для индивидуальных подписчиков ниже, чем для предприятий, стоимость минуты телефонного разговора для индивидуального потребителя ниже, чем для предприятий.

Ценовая дискриминация возможна при выполнении трёх условий:

- фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производство и ценообразование;

- должна быть исключена возможность перепродажи товара;

- способность производителя к определению структуры рынка.

Поведение фирмы-монополиста является полной противоположностью поведения совершенно-конкурентной фирмы, т.к. существует только один продавец, который производит товар, не имеющий близких заменителей. Производитель в данном случае способен контролировать объём предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, при этом он рассчитывает получить максимальную прибыль.

Условие максимизации прибыли монополии:

Т.к. монополист может сам устанавливать цену и определять количество выпускаемой продукции, то кривая спроса на его товар будет убывающей и кривая предельного дохода - тоже убывающая линия. Кривая спроса располагается выше кривой предельного дохода, т.к. предельный доход фирмы от продажи дополнительной единицы продукции ниже, чем цена, по которой данная единица продаётся. Этот разрыв между ценой и предельным доходом возникает потому, что фирма продаёт всю свою продукцию по определённой цене. Если она хочет увеличить объём продаж, то должна снизить цену на дополнительную продукцию.

Если фирма – монополист хочет максимизировать прибыль, она должна определить объём выпуска и цену. Цена должна быть выше минимально возможных средних совокупных издержек АТС. Объём определяется в точке пересечения кривых предельных издержек и предельного дохода. Определив объём, находят цену, как точку пересечения объёма выпуска и кривой спроса (см. рис. 1.27).

Р

ATC

MC

 
 


P* B

A C

Q* MR D Q

Рис. 1.27. Максимизация прибыли монополии

Прибыль монополии будет равна площади прямоугольника AP*BC.

Монополия максимизирует прибыль при таком объёме производства Q*, при котором MR = MC.

Условие минимизации убытков:

Если спрос недостаточен, то монополист вынужден назначать более низкую цену, что приводит к тому, что фирма несёт убытки. Это происходит тогда, когда цена на продукцию ниже средних совокупных издержек АТС. Какой же объём производства должна выбрать фирма-монополист? Рассмотрим график:

Р MC ATC

A B

P* C

Q* MR D Q

Рис. 1.28. Минимизация убытков монополии

Фирма-монополист минимизирует убытки при том объёме производства Q*, при котором MC=MR.

Убытки монополии равны площади прямоугольника P*ABC.

Если кривая спроса сдвинется влево ещё больше, т.е. фирма должна будет ещё снижать цену. Если цена не будет покрывать средние переменные издержки, то фирма должна закрыться.

Монополия имеет свои плюсы и минусы. Положительные стороны монополии проявляются в двух главных пунктах: в определённых отраслях она более эффективна и даёт экономию затрат; у монополистов больше средств и стимулов для развития научно-технического прогресса в своём производстве.

Вместе с тем «всякая монополия и всякая погоня за наживой – зло», - говорил Генри Форд. Потому что она имеет отрицательные стороны: нерациональное распределение ресурсов (оно происходит, когда в погоне за сверхприбылью монополисты искусственно ограничивают производство, поднимают цены); усиление неравенства в доходах в обществе; опасность для демократии в экономике и политике. Поэтому ещё в конце XIX века общества осознали необходимость сдерживания и регулирования деятельности монополий. Первый в мировой истории закон, регулирующий деятельность монополии, был закон Шермана, принятый в США в 1890 году. Согласно этому закону монополизация производства и торговли объявлялась незаконной и преступной. Современная антимонопольная политика направлена, прежде всего, на: использование преимуществ естественной монополии и недопущение или ограничение искусственной монополии. В Республике Беларусь в декабре 1992 г. Верховным Советом был принят закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», который вступил в силу с 1 марта 1993 года. В Республике создан Государственный комитет по антимонопольной политике, который должен противостоять чрезмерной монополизации.

б) Монополистическая конкуренция – это модель рынка, в которой действуют много продавцов, но предлагают дифференцированный товар.

Признаки монополистической конкуренции:

ü большое количество продавцов (минимум 25);

ü продают дифференцированный товар (т.е. не взаимозаменяемый);

ü оказывают влияние на цену;

ü свободный вход в отрасль и выход из отрасли.

Примером монополистической конкуренции являются рестораны, аптеки, магазины и др.

Монополистической конкуренции присущи черты, как совершенной конкуренции, так и монополии. Как монополия монополистическая конкуренция не производит больше товара, т.к. для увеличения объёма спроса на свою продукцию она вынуждена была бы снизить цену. Как и при совершенной конкуренции - большое количество производителей и свобода входа и выхода в отрасль. Монополистическая конкуренция использует как ценовые, так и неценовые методы конкуренции: качество продукции, реклама, условия продажи продукции, торговые знаки. Дифференциация продукции даёт каждому монополистическому конкуренту некоторую власть над рынком, т.е. повышая цену, он не теряет своих постоянных клиентов.

в) Олигополия – это модель рынка, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказать влияние на рыночную цену своими действиями.

Примером олигополии является автомобильная промышленность, сталелитейная и др.

Признаки олигополии:

ü несколько продавцов (от 2 – дуополия до 24);

ü оказывают влияние на цену;

ü продукция может быть однородной (нефтяная промышленность), так и дифференцированной (автомобильная промышленность);

ü есть барьеры для входа.

Поведение олигополии определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях:

ü простая заинтересованность фирм в максимизации совокупной прибыли всей отрасли;

ü эгоистическая заинтересованность каждой фирмы в максимизации своей собственной прибыли.

Максимизировать прибыль всей отрасли фирмы могут путём сговора.

Сговор – это явное или молчаливое соглашение между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объёмов выпуска.

Бывает сговор явный и молчаливый.

Явный сговор – это фактическое соглашение между фирмами. Примером явного сговора является картель ОПЕК (создан в 1960г., в конце XX века насчитывал 11 стран: Алжир, Венесуэла, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия). Но чаще всего картели запрещены по закону государства. Хотя в некоторых странах они существуют (в Японии, в некоторых европейских государствах).

Молчаливый сговор основывается на взаимопонимании и не преследуется по закону. Примером молчаливого сговора является лидерство в ценах: фирма – ценовой лидер объявляет об изменении цены с молчаливого согласия остальных фирм. Затем все остальные фирмы также объявляют о повышении цены на свою продукцию. Ценовой лидер судит о том, когда надо изменять цену. Если с решением лидера не соглашаются, то может произойти смена лидера.

Условия для возникновения сговора:

ü благоприятная правовая система для существования сговора;

ü небольшое количество фирм, причастных к сговору;

ü лёгкость заключения договора;

ü ограничение возможности входа в отрасль других фирм.

г) Монопсония – рынок, на котором существует только один покупатель. Например, государство является монопсонистом на рынке ядерных боеголовок.

д) Олигопсония – рынок, на котором большая часть покупок совершается несколькими крупными покупателями. Например, производители автомобилей являются олигопсонистами на рынке автомобильных шин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: