Архаика

Глубокое влияние на жизненный уклад греков и последующее культурное развитие оказала колонизация, начавшаяся в поисках перспективных торговых путей. Многочисленные греческие колонии появлялись по всей береговой линии Средиземного и Черного морей. В греческих городах, местопребывании аристократии, возникли целые кварталы, заселенные ремесленниками и торговцами. Влиятельный торгово-ремесленный класс добивался, чтобы его экономическому могуществу соответствовало могущество политическое.

В связи с этим претерпела изменения старинная религия, служившая идеологической основой греческого аристократического государства. Боги становились покровителями ремесел и искусств. Соблюдение их культа требовало роскошных, художественно оформленных храмов и стало обязанностью каждого гражданина.

Греческие храмы в эпоху архаики были центром жизни не только религиозной, но политической и экономической. Архитекторы помещали святилища на высоких холмах или берегу моря. «Для храмов и жертвенников, говорил философ Сократ,- самое подходящее место то, которое видно отовсюду, но где мало ходят, потому что приятно, увидев храм, помолится, приятно подойти к нему, находясь в чистоте». Постепенно складывался определенный тип храма. На священных участках, обнесенных оградой, около восточной стены храма под открытым небом ставился алтарь; по периметру шла колоннада; вход располагался с востока; основное помещение именовалось целлой, куда ставили статую божества; позади целлы в особом помещении хранились дары.

Греческие храмы строились как жилище Бога, во всем похожего на человека, и поэтому они были небольшими по размеру. В этом проявлялось мироощущение греков, в основе которого лежала мысль о соразмерности сил человека и природы, обусловившая особенность античного художественного стиля. «Человек – мера всех вещей», - сказал древнегреческий философ Протагор (480-410гг. до н.э.).

В VIIв. до н.э. возникли архитектурные ордеры (от лат ordin - порядок), в которых нашли выражение технические качества сооружений. Ордер определял соотношение и соразмерность несущих и несомых частей сооружения, а также особенности его украшения. К несущим относятся цоколь, образующий по периметру храма обычно три ступени, и колоны с фигурным верхом – капителью. Несомую часть образуют перекрытия – антаблемент и фронтон – треугольное завершение двускатной крыши.

Почти одновременно возникли два типа греческих ордеров, дорический и ионический, получивших название по основным племенам – дорийцам и ионийцам, населявшим древнюю Грецию наряду с ахейцами. В конце V в. до н.э. появился коринфский.

В дорическом ордере преоладали четкие резкие линии, некоторая тяжеловестность форм. Дориюческая колонна не имела базы, вырастая непосредственно из основания храма. ЕЕ ствол по вертикали был разделен вертикальными желобками – каннелюрами, имеющими острые грани. Верхняя часть колонны - капитель – представляла собой сплюснутую «подушку» и четырехгранную плиту. Особенностью дорического ордера являлась обработка фриза (средняя горизонтальная часть антаблемента) чередующимися вертикальными планками и квадратными плитами между ними, украшенными рельефами.

Для ионического ордера характерны были тонкие и высокие колонны, глубокие, но стесанные по краям каннелюры, своеобразная капитель с завитками – волютами. Ионический стиль отличался яркой раскраской, позолотой, обилием декоративных деталей. Рельефный фриз был двуцветным: желтым или золотым на темно-синем, фиолетовом, красном фоне. Капители украшались деталями из позолоченной бронзы. Храмы архаики строились в основном в дорийском стиле.

В архаическую эпоху сложились основные принципы градостроительства: особо выделялся кремль – акрополь с храмом, рыночная площадь – агора, общественные здания, где горел священный огонь и где должностные лица принимали послов и устраивали торжественные трапезы, булефтерии – место заседания совета старейшин, гостиницы, театры. Получили распространение частные гимнастические школы для обучения мальчиков 12 – 16 лет.

Композиция архитектурных ансамблей периода архаики были предельно простыми. В этом нашло выражение типичное для того времени стремление к порядку и симметрии как проявлению красоты. Симметрия соблюдалась и в размещении скульптурного декора, которым украшались фронтоны и фризы.

Все композиции архаики были посвящены, как правило, схваткам: богов и героев со страшными чудовищами, греков с троянцами, богов с гигантами. Сущность этих скульптурных композиций заключалась прежде всего в пластическом воплощении человеческой мощи, побеждающей темные силы.

Не смотря на попытки мастеров создавать сложные композиции и динамичные сцены, искусство архаики, при всей жизненности образов, было в своих формах условным и характеризовалось симметрией размещения, преобладанием пухлых форм, разновеликостью фигур в релюьефах, скованностью в изображениях человека, плоскостными необъемными фигурами, архаическими условными улыбками, миндалевидными глазами, орнаментальной трактовкой волос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: