Вазопись

В особый вид изобразительного искусства Древней Греции следует выделить создание всевозможных ваз, украшавшихся самыми разными способами.

Древнегреческие вазы интересны по многим причинам. Во-первых, изображения на них дают представление о рисовальном искусстве греков и о характере их живописи, так как настоящих памятников этого вида искусства почти не дошло до нас. Во-вторых, вазопись является своеобразной иллюстрацией всей эллинской древности, поскольку посвящена либо мифологическим сюжетам, либо сценам из жизни героев (погребальные обряды, гимнастические игры), либо эпизодам публичной и частной жизни. Именно роспись ваз дает наглядное представление о верованиях и быте народа.

Важным этапом развития вазописи был краснофигурный стиль, который неразрывно был связан с использованием светотеневой моделировки, что обусловило передачу объема фигур. Афинский мастер Апполодор первый начал передавать тени, став основателем живописи как таковой. Его преемники продолжили и развивали это новое направление, добиваясь еще большей глубины и богатства колорита, а в IV в.до.н.э. художники научились даже изображать обнаженное человеческое тело сквозь морскую воду. Росписи ваз, изготовлявшихся в Аттике, отображали всегда развитие сюжета, действие. Сюжеты были из мифологии. В то же время росписи показывали и душевное состояние героев.

Греческое искусство оказало огромное влияние на культуру всех регионов Сре­диземноморья. Мощный импульс в своем развитии римская культура получила только после захвата Греции (недаром существует расхожее мнение, что греческая культура создала римскую). Дальнейшее развитие художественной культуры в Египте, Сирии, областях Малой Азии, Балканского полуострова стало возможным только благодаря влиянию культурного наследия Греции. Наконец, греческая культура в ее эллинистическом варианте стала в регионе восточного Средиземноморья предтечей рафинированной византийской культуры. Греция заложила основы будущей европейской культуры, в частности рационального и конструктивного художественного мышления, ставшего основой классицизма в искусстве.

Тема 6.Исторические особенности культуры Древнего Рима

Культура Древнего Рима с его совершенными, памятниками архитектуры, скульптуры, живописи, литературы составляет неотъемлемую часть античной культуры. Вся история Рима - это стремительный рост и превращение маленького города-полиса на Апеннинском полуострове в ведущую, а затем крупнейшую сверхдержаву Средиземноморья. Искусство у римлян также как и у греков играло подчиненную государству роль, и художественное осмысление жизни также несло на себе печать тщательного анализа. Римляне с легкостью и мудрой практичностью заимствовали культурные достижения завоеванных стран, создав собственную самобытную культуру с присущим ей одной отпечатком величия.

Становление собственюно римского искусства архитектуры, различных типов рельефа, скульптурного портрета основных литературных жанров относится ко времени республики (VI-I вв. до н.э.). Расцвет приходится на 1-11 вв. н.э. С этого времени искусство Древнего Рима принято классифицировать как искусство империи, для которого принята более детальная периодизация. В ее основе лежат хронологические рамки правления императоров, поскольку именно их вкусы оказывали решающее воздействие на выбор того или иного стиля. Так, искусство во времена правления, скажем, Октавиана Августа существенно отличается от искусства династии Флавиев. Поэтому в рамках искусства империи принята следующая периодизация:

- искусство империи Октавиана Августа (31 г. до н.э.-14 г. н.э.),

- искусство империи Юлиев - Флавиев (14-96 гг. н.э.),

- искусство империи Траяна (98-117 гг. н.э.),

-искусство империи Адриана (117-138 гг. н.э.),

- искусство империи Антонинов (138-192 гг. н.э.),

- искусство поздней империи (III-IV вв. н.э.).

Период поздней империи может быть охарактеризован как время кризиса римского искусства, заката великой античной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: